СВЕЖИЙ НОМЕР
СВЕЖИЙ НОМЕР
login

От герменевтики подозрения к социологии подозрительности: между Полем Рикёром и Никласом Луманом

Виктор Вахштайн. Декан, философско-социологический факультет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); декан, факультет социальных наук, Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН); главный редактор, журнал «Социология власти». Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82, корп. 2. E-mail: avigdor2@yahoo.com.
Ключевые слова: подозрение; герменевтика подозрения; подозрение мотивов; лицемерие; Поль Рикёр; Никлас Луман.
В статье показывается значение подозрения для концептуальной работы в социологическом теоретизировании. Ключевой вопрос: в каком отношении находятся между собой трансцендентальное подозрение исследователя и взаимное подозрение социальных агентов? Можем ли мы сказать, что подозрительность социолога — лишь частный случай всеобщей фундаментальной подозрительности обывателей? Или, наоборот, что подозрение социолога заставляет его атрибутировать свойство подозрительности самим подозреваемым? «Герменевтика подозрения» Поля Рикёра не позволяет дать ответ на этот вопрос, поскольку Рикёр выполняет три редуцирующих движения: делает подозрение условием различения сознания и бессознательного; исключает симметричность подозрения; сводит подозрение мотивов к подозрению сознания. В результате концепт подозрения у Рикёра оказывается под тройным обременением: оно исключено из мира, оторвано от интерсубъективности, отчуждено от действия. Никлас Луман сразу эксплицирует подозрение именно в модусе «подозрения мотивов», парадигмальной моделью которого выступает марксистская социальная критика, иначе говоря, изобличение лицемерия. Однако Луман, так же как ранее Маркс, сталкивается с проблемой различения взаимного социального и привилегированного трансцендентального подозрения исследователя. Фокусировка на мотивах составляет единство различения трансцендентального и социального подозрения и позволяет выделить две специфические формы подозрения: параноидную, нацеленную на обнаружение «двойного дна» в действиях людей, и шизоидную, усматривающую «двойное дно» в самой окружающей действительности, где шизоидное подозрение оказывается куда более фундаментальной установкой. В его основе лежит онтологическое сомнение — отказ признавать видимое действительным. Благодаря ему метафизика множественных миров (лишь один из которых социален) стала непроблематичным аксиоматическим допущением социологии.
© 1991—2021 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции
Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон