СВЕЖИЙ НОМЕР
СВЕЖИЙ НОМЕР
login

От структуры к ризоме: трансдисциплинарность во французской философии. Субъект ре-/децентрированный

Ален де Либера. Заслуженный профессор, отделение литературы, лингвистики и философии, факультет гуманитарных и социальных наук, Коллеж де Франс. Адрес: 11 place Marcelin-Berthelot, 75231 Paris, France. E-mail: alain.delibera@gmail.com.
Ключевые слова: археология субъекта; идентичность; вменение; наследование; hypokeimenon; ипостась; христология; картезианский дуализм.
Статья представляет собой попытку теологизировать основания понятия субъекта, чтобы обнаружить «историческое априори» нововременного субъекта. У Декарта нет картезианского субъекта, но лишь настойчивое желание не допустить уподобления мыслящего «Я» субъекту мысли. Если Декарт когда-либо использовал слово «субъект», то только потому, что два его оппонента, Гоббс и Регий, вынудили его приспособить субъекта к своей дуалистической идее человека. Декарт не предложил всеохватного понятия, объединяющего под единым словом субъектность (subjecthood), персональность, идентичность, эго, агентность и причинность. Греческое понятие hypokeimenon проходит долгий путь через ипостась к субъекту. Христологические проблемы служили образцом для постановки новых философских проблем: объединение двух природ, человеческой и божественной, в «ипостаси» или «личности» Христа является образцом союза духа и тела, от Лейбница к Петеру Стросону. Субъект появляется благодаря сочетанию двух конфликтующих между собой моделей субъектности (Subiectität), которые были соединены в поздней схоластике: сочетанию аристотелевской (перипатетической), философской концепции субъектности (subjecthood), основанной на отношениях hypokeimenon — accidents, и августиновской теологической концепции, основанной на отношениях ousia — hypostases. Хайдеггеровское Subiectität будет иметь историческую ценность, только если мы будем учитывать, что оно включает в себя два соперничающих между собой компонента, унаследованных от поздней античной философии и теологии, — hypokeimenon и hypostasis, — что позволяет считать «нововременного субъекта» трансдисциплинарной категорией. Это компромиссное понятие соединяет две концептуальные схемы: присущности (inherence) и приписывания (attribution). Прежде чем он станет децентрированным, субъекта необходимо помыслить в качестве «центра» восприятия, действия и претерпевания. Контуры такого понятия были обрисованы в Средние века.
© 1991—2021 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции
Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон