СВЕЖИЙ НОМЕР
СВЕЖИЙ НОМЕР
login

Харальд Зееман: такой же первооткрыватель, как и все мы

Екатерина Щербакова. Магистр культурологии, куратор галереи La Box Высшей национальной школы искусств в Бурже. Адрес: 9 Rue Édouard-Branly, 18006 Бурж, Франция. Почта: shcherbakova.k@gmail.com
Ключевые слова: кураторство; независимый куратор; Харальд Зееман; современное искусство; выставка..
Статья предлагает рассмотреть возникновение методологии кураторства современного искусства на основании профессиональных практик Харальда Зеемана. Зееман является одним из основателей профессии независимого куратора как самостоятельной институционализированной единицы, концептологом и автором выставочного проекта. Биографическая статья предлагает обзор фундаментальных проектов: «Когда отношения становятся формой» (1969), «Документа-5» (1972), «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и все мы» (1974), «Целибатные машины» (1975), определивших кураторскую практику как художественный жест. Профессия куратора как автора экспозиции имеет в своей сути отсылку к практикам театральной режиссуры: кураторский проект разворачивает драматургию выставки внутри и вне физического пространства, основываясь на художественных произведениях как частях и героях повествования. «Агентство духовного гастарбайтерства», организация, состоящая из одного сотрудника — непосредственно Харальда Зеемана, является примером институционализации самого себя, выделением профессии независимого куратора и ее противопоставлением деятельности музейного хранителя. Кроме того, метафоричное использование такой организационной формы, как агентство, неизбежно акцентирует внимание на вопросе производства культурных и интеллектуальных смыслов. Другими словами, возникновение агентства утверждает его единственного сотрудника в качестве производителя смыслов. Агентство и другая фундаментальная концепция творчества Зеемана — «Музей обсессий» (проект, никогда не воплощенный в конкретной выставочной форме) — являются инструментами мифологизации и институционализации фигуры их основателя и автора. Последний, в свою очередь, утверждает свою способность превращать «неискусство» в искусство и «нехудожника» в художника, как, например, в выставке объектов и документов «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и все мы» (Берн, 1974), посвященной деду куратора, парикмахеру по профессии. Власть, творческий жест, самоинституционализация, творческая и интеллектуальная деятельность как производство — основные характеристики независимого кураторства современного искусства, рассматриваемые в статье на примере профессиональной биографии Харальда Зеемана.
© 1991—2021 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции
Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон