СВЕЖИЙ НОМЕР
СВЕЖИЙ НОМЕР

Дарообмен как нарратив и метафора

Михаил Шишкин. Профессор, экономический факультет. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Email: shishkinmprof@gmail.com
Татьяна Шишкина. Аспирантка, экономический факультет. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 62. Email: shishkinatatianam@gmail.com
Ключевые слова: риторика экономической науки; экономическая антропология; реципрокность; дарообмен..
Статья посвящена особенностям риторики экономической антропологии дарообмена и анализирует факторы, повлиявшие на ее формирование. Авторы рассматривают два основных направления в экономической антропологии реципрокности, сложившиеся под влиянием двух ее основоположников — Малиновского и Мосса, и анализируют характерные черты риторики каждого из них, а также задачи, на решение которых эта риторика была направлена. Показано, что в основе работ этих ученых и их последователей лежали два различных намерения: утвердить экономическую антропологию как позитивистскую научную дисциплину, с одной стороны, и использовать проведенный анализ архаических обществ для подкрепления критики капиталистического устройства общества — с другой. Для достижения первой задачи активно привлекалась риторика, заимствованная из естественно-научных дисциплин, в частности биологии, и из экономической теории как социальной науки, также стремившейся к идеалам позитивизма. Второе направление обратилось к риторике политической экономии и использовало аргументацию, построенную на диалектическом противопоставлении товарообмена дарообмену. Наиболее яркое воплощение такой диалектической риторики встречается в работах Криса Грегори и Карла Поланьи, где дарообмен рассматривался как метафора утопической альтернативы капиталистическому товарообмену. Так как на риторику экономической антропологии с самого ее зарождения и до наших дней существенное влияние оказал язык общей экономической теории, то в статье проведено рассмотрение генезиса риторики экономической науки. Исследуется, как экономический язык первоначально находился под влиянием языка естественных наук, а затем стал заимствовать лексику психологии и, наконец, юриспруденции.
© 1991—2020 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции
Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон