СВЕЖИЙ НОМЕР

ТОМ 24 #3 2014 ЭТО НЕ ФУТБОЛ

ТОМ 24 #3 2014 ЭТО НЕ ФУТБОЛ

Гегель о браке Гегель о браке

Теория брака Гегеля, изложенная в «Философии права», предпочитает брак по договоренности как более этически оправданный. Опера Моцарта «Так поступают все» вроде бы утверждает истинность гегелевской перспективы — объект страсти принципиально заменим. Кажется, что то же утверждает и роман Руссо «Новая Элоиза». Однако неожиданное возвращение героине любовного чувства в финале, кажется, не вписывается в гегелевские расчеты. Достаточно сменить перспективу, чтобы увидеть, как после болезненного «снятия», призванного излечить от любовных страстей, эти страсти возникают в своем чистом виде. После принесения всего в жертву страсти ее сохранение требует принесения в жертву ее самой.

О методе Жижека О методе Жижека

В университетской философской традиции практически нетронутым остается разделение на так называемые первоисточники и на вторичные толковательные тексты, которые академия призвана порождать для лучшего понимания оригиналов. В современной философии это разделение демонстрирует всю присущую ему проблематичность. Искусственное разделение ролей маскирует более глубокие отношения между линиями, поскольку вторичные тексты, посвященные современным философским концепциям, зачастую не столько проясняют их, сколько иллюстрируют подход, который в оригинале уже подвергся критике. Тексты Славоя Жижека построены так, чтобы максимально избежать этой двусмысленности. Тем не менее его подход очищен от нее далеко не полностью. Логику ее нарастания можно проследить в работах последних лет и, в частности, в книге «Меньше, чем ничто».

Три самых важных самоубийства в истории. Сократ — Кириллов — Малевич Три самых важных самоубийства в истории. Сократ — Кириллов — Малевич

Автор разбирает три рифмующихся сюжета в мировой истории: смерть Сократа — самоубийство Алексея Кириллова из «Бесов» — черный квадрат Малевича. Автор утверждает, что во всех трех случаях было совершено «логическое самоубийство». Действие стало значимым высказыванием. Акт самопожертвования стал содержательным. Смерть автора стала частью его логики. В том числе автор доказывает, что Сократ шел к смерти намеренно, и мы вправе называть его казнь самоубийством.

ЛИТЕРАТУРА, ТЕХНИКА, ВРЕМЯ
Тематизация времени в советской массовой песне Тематизация времени в советской массовой песне

Советская «песня о времени» — не просто тематически обособленный жанр. История «советского» как такового может быть прочитана как история нарастания и обострения рефлексии коллективной погруженности в темпоральное. Стадия окончательной кристаллизации «советских» музыкально-поэтических смыслов, в том числе и в песнях о времени, приходится на период «оттепели», когда советская песня обретает подлинную всеобщность и цельность, начинает играть роль субстанции «советского» как такового. Песни о времени в совокупности образуют некую обобщающую трехчастную формулу «советского»: связь времен дана как полнота времени, которая в отношении к любому возможному будущему обладает качеством абсолютной новизны.

Антиномии времени у Александра Введенского Антиномии времени у Александра Введенского

Проблема времени является ключевой в творчестве Введенского. Уникальность позиции поэта состоит в том, что, решая ее, он следует традиции ученого незнания (docta ignorantia). Время оказывается фундаментальной онтологической характеристикой, и именно непонимание времени становится ключом к непониманию всего существующего. Новый язык, созданный поэтами-обэриутами, может и должен раскрыть суть времени, но раскрытие станет его окончательным непониманием. Стремясь оставить понятие времени неопределенным, поэт демонстрирует диаметрально противоположные к нему подходы, формулируя антиномии. Время текуче и дробно, реально и иллюзорно, конечно и бесконечно. Введенский предлагает несколько разных «лестниц» к понятию времени, для того чтобы в итоге отбросить как тезисы, так и антитезисы и выйти к «широкому непониманию».

Зеркало, часы и философия (техники) Зеркало, часы и философия (техники)

Статья посвящена роли техники в европейской культуре и философии, а именно использованию образа и принципа действия часов (автоматов) и зеркала в качестве схем интерпретации, рефлексии и онтологического конструирования. Анализ охватывает широкие пласты истории культуры: от Античности до начала ХХ века, от повседневной жизни до важнейших философских учений. Обсуждается ситуация возникновения философии техники в работе Э. Каппа, излагающей концепцию органической проекции, где сочетаются обе фундаментальные схемы: механическая (часы) и катоптрическая (зеркало). С одной стороны, эта концепция оказала важное влияние на культуру модерна, с другой — скрыла ряд социально значимых вопросов, которые сегодня нуждаются в осмыслении.

Художественный и научный дискурсы 1920‑х годов. Тыняновский подтекст образа литератора в художественном мире Константина Вагинова Художественный и научный дискурсы 1920‑х годов. Тыняновский подтекст образа литератора в художественном мире Константина Вагинова

Статья посвящена взаимообогащающему влиянию научного и художественного дискурсов 1920‑х годов, рассмотренному на примере творчества К. Вагинова и Ю. Тынянова. Подчеркнута роль Вагинова в формировании тыняновской теории единства и тесноты стихового ряда, ритма как конструктивного фактора, изложенной в «Проблемах стихотворного языка» 1924 года и предвосхищенной поэтической концепцией героя повести Вагинова 1922 года «Монастырь Господа нашего Аполлона». Статья содержит сопоставительный анализ некоторых формально-содержательных особенностей понимания этими авторами образов литератора (блоковский подтекст), литературного произведения, вещи, а также понимания ими мотивов филологического и литературного творчества.

«Жак-фаталист» как философско-художественная мистификация Дидро «Жак-фаталист» как философско-художественная мистификация Дидро

В статье уточняется понятие мистификации в философии и литературе, рассматривается ее функция. Анализируется роман-диалог Дидро «Жак-фаталист и его хозяин», в котором представлены различные виды мистификации — нарративной, фабульной, проблемно-философской и др. Исследуется сходство и отличие поэтики романа Дидро с «Дон Кихотом» Сервантеса, «Кливлендом» Прево, «Жизнью Марианны» Мариво и «Тристрамом Шенди» Стерна в аспекте литературной игры. Делается вывод об органическом сочетании в амбигитивном философско-художественном тексте Дидро игры и серьезности, достоверности и иллюзионности, целостности и фрагментарности.

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА
Понятие спорта Понятие спорта

Статья посвящена разбору определения современного спорта (Modern sports), введенного Алленом Гуттманом в его книге «От ритуала к рекорду: природа современного спорта». Определение Гуттмана берется за основу для разработки более широкого понятия постспорта, которое строится по принципу семейного сходства, исходя из соответствия ключевым характеристикам современного спорта, которые выделил Гуттман. В статье также рассматривается проблема формирования корпуса актуальной литературы по философии спорта.

Игра, забавы, состязания, спорт Игра, забавы, состязания, спорт

Текст представляет собой первую, установочную главу из книги Аллена Гуттмана «От ритуала к рекорду: природа современного спорта», в которой автор разрабатывает исследовательскую оптику для изучения современного спорта и сопоставления его с телесными и состязательными практиками прошлого. Гуттман предлагает оригинальную парадигму, в рамках которой рассматриваются логические отношения между понятиями игры, забав, состязаний и спорта, отвечая на основные запросы онтологии спорта.

Этос футбола: Галахад против Одиссея Этос футбола: Галахад против Одиссея

Статья посвящена обсуждению принципов честной игры в современном спорте и уточнению понятия «жульничество». Автор указывает две моральные позиции, называемые им «отношением Одиссея» и «отношением Галахада». Первая подразумевает, что спорт невозможен без определенной доли жульничества, поскольку для спортсменов и тренеров имеет значение результат, а не способ его достижения. Вторая, напротив, настаивает на соблюдении правил честной игры. Основываясь на примерах из истории различных чемпионатов и обсуждая случаи жульничества и судейских ошибок, автор настаивает, что спорт стал бы значительно более привлекательным для зрителей, если бы в нем доминировала позиция Галахада. Тем не менее автор не считает, что «отношение Галахада» должно быть распространено на другие сферы жизни.

Спортивный допинг: история, пределы и перспективы Спортивный допинг: история, пределы и перспективы

В настоящее время проблема допинга остро стоит перед спортивной медициной. Уход от старых видов допинга, ставший возможным благодаря развитию концепций и технологий молекулярной биологии человека, ставит перед наукой новый набор проблем. Для понимания основных вероятных сценариев развития допинга важно рассмотреть историю проблемы и предположить, как могло бы человечество ответить на новые вызовы времени.

«УВАЖАЙТЕ КОНСТИТУЦИЮ!»
Политическая религия в России. Конституция 1993 года как Священное Писание Политическая религия в России. Конституция 1993 года как Священное Писание

В статье рассматривается дискурсивный статус Конституции в политической системе России. Начиная с утверждения Эрнста-Вольфганга Бёкенфёрде о том, что либеральное государство не в состоянии гарантировать собственные постулаты, указывается на то, что многие современные государства используют политические церемонии именно для того, чтобы скрыть этот парадокс. К такого рода церемониям следует отнести произнесение клятвы при вступлении в президентскую должность, которая в США, как правило, приносится на Библии. В России же президент приносит клятву на особом экземпляре Российской Конституции, которая тем самым вбирает в себя функции Священного Писания. Конституция в России играет вообще важную роль не только в юридической системе, но и в политической религии, обеспечивающей социальную легитимацию путинской власти.

Конституция России: от кризиса к развитию Конституция России: от кризиса к развитию

Статья посвящена новым подходам к пониманию роли Основного Закона как инструмента управления масштабными социально-экономическими изменениями. Будучи одним из создателей российской Конституции 1993 года, автор раскрывает особенности функционального устройства и цели этого документа, оценивает результаты практической реализации конституционных моделей и демонстрирует еще не раскрытые творческие возможности действующего Основного Закона.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ПОСЛЕВКУСИЕ
Сад русской культуры: опыт историографического анализа одной современной утопии Сад русской культуры: опыт историографического анализа одной современной утопии

Автор рассматривает некоторые недавние события культурной жизни Москвы с точки зрения историка. В своем анализе он опирается на три источника, пребывающих в статусе «исторических» всего несколько месяцев. Они описывают воображаемую картину правильной, должной реальности в представлении группы сторонников цивилизационных теорий. Эта картина, в свою очередь, укладывается в инвариантный паттерн этатистской утопии, предполагающий очерченность зоны осуществления социального проекта, наличие особого, изолированного от мирового, исторического времени, стремление к квантитативной определенности и тотальному, прежде всего, ментальному контролю над бытием. Однако неспособность носителей этого дискурса к созиданию приводит к идее избавления от нежелательных элементов во имя расцвета «правильной» культуры.

КРИТИКА
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон