СВЕЖИЙ НОМЕР

ТОМ 23 #5 2013 КРИТИКА СПОРТИВНОГО РАЗУМА

ТОМ 23 #5 2013 КРИТИКА СПОРТИВНОГО РАЗУМА

Капитализм, протестантизм и современный спорт Капитализм, протестантизм и современный спорт

В статье рассматриваются основные варианты марксистской и неомарксистской критики современных спортивных институций, а также приводятся факты, данные и рациональные аргументы, опровергающие эту критику. Сомнению, в частности, подвергается обвинение западного спорта в милитаризме (марксизм) или всего спорта модерна в подавлении революционной сексуальной энергии (неомарксизм). Не согласен автор и с веберовской концепцией развития спорта, связывающей его с протестантской этикой. Автор анализирует спортивные практики и состязания и приходит к выводу о зависимости расцвета современного спорта, который начался в Англии в XVIII веке под влиянием научной революции, с одной стороны, и идей романтиков — с другой, что сделало возможным сочетание в спорте романтического порыва и научной расчетливости.

Спорт как дело философии: об эвристической ценности новой аналитической оптики Спорт как дело философии: об эвристической ценности новой аналитической оптики

В статье рассматриваются проблемы институционализации философии спорта в России как отдельной отрасли социально-научного знания. Вначале на ряде примеров из личного опыта автора демонстрируется отторжение многими представителями русского интеллектуального сообщества спорта как «легитимного» предмета теоретической рефлексии. Далее дается общая оценка дискурсивной ситуации, связанной с научно-теоретическим анализом спорта в современной России, включая краткое описание советского наследия в этой сфере. В основном разделе обсуждаются перспективы утверждения философии спорта в качестве академической дисциплины, прежде всего в институциональном и эвристическом аспекте. В заключение делается вывод об эвристической ценности философского анализа спорта как уникальной социально-теоретической оптики, релевантной и для общей теории Модерна.

ТЕЛА СПОРТА
Бойцы за работой: телесный капитал и телесный труд профессиональных боксеров Бойцы за работой: телесный капитал и телесный труд профессиональных боксеров

В статье проводится анализ социального пространства, которое образуется вокруг американских боксерских залов. Исследование выполнено на основе богатого полевого материала: интервью и личного общения с десятками профессиональных боксеров, боксеров-любителей и тренеров, с которыми автор встречался во время посещения боксерского зала в роли спарринг-партнера, тиммейта или подопечного. Автор анализирует работу боксеров и тренеров над и с телами спортсменов как работу по инвестированию и управлению рисками, то есть рассматривает тело как капитал (в духе Пьера Бурдьё), а также выделяет основные особенности боксеров-рофессионалов: высокую степень самопожертвования сочетающуюся с легкомысленным отношением к собственному здоровью.

Тело, созданное аппаратами, и аппарат, создающий тело Тело, созданное аппаратами, и аппарат, создающий тело

В статье анализируется характерный для эпохи Модерна процесс формирования человеческого тела посредством технических аппаратов. В развитие тезиса В. Беньямина, рассматривается механизм производства визуальных образов, заменяющих собственно тело, а также проблематизируется наивный взгляд на «естественность» телесных образов, например, в спорте и рекламе. Подчеркивается технологический характер телесности, присутствующей в СМИ, при этом обсуждаются принципы функционирования аппаратов, создающих тело: модельность образа, его серийность и т. д. Навязываемый в медийных образах концепт уникальной личности, отличной от «обычной», рассматривается как средство манипуляции сознанием людей в маркетинговых целях.

Тело качка Тело качка

В статье рассматриваются специфические постсоветские телесные практики, которые принято объединять понятием «качалка». Авторы используют в анализе различные оптики философии и социологии спорта, в первую очередь таких авторов, как Пьер Бурдьё, Аллен Гуттман, Лоик Вакан, Ханс Гумбрехт, Томас Алкемейер. «Качалка» сопоставляется с классическим спортом современности (тяжелая атлетика, бодибилдинг). В отличие от спорта, для занятий которым необходима постоянная коммуникация c партнерами, тренерами, в «качалке» такое плотное социальное поле отсутствует. Если сопоставлять занятия «качков» со спортом, их скорее можно характеризовать как постспорт, точнее такую его разновидность, которая, в отличие от спорта Модерна, не сопровождается фиксацией социальных различий на теле атлета (как это описывает Алкемейер) или накоплением «телесного капитала» (Вакан).

ЭКОНОМИЯ СПОРТА
Пирамида или айсберг? О различных моделях спорта и их экономических последствиях Пирамида или айсберг? О различных моделях спорта и их экономических последствиях

Проблема массового участия в спорте рассматривается на примере конкретного вида — триатлона. Демонстрируется наличие двух моделей: «постсоветской», ориентированной на производство элитных атлетов применительно к России, и «модели развитых стран». Утверждается убыточность первой и высокая рентабельность второй, реализующей спорт для всех. Далее рассматриваются аспекты мотиваций к участию в спорте. Спорт-как-участие и спорт-как-результат противопоставляется друг другу в контексте конкурирующих внутренних мотивов. Утверждается, что различные понимания спорта — следствие их баланса. В заключение указывается на политическую историю проблемы, указываются пути решения.

Экономическое предсказание спортивных показателей: от Олимпийских игр в Пекине до чемпионата мира по футболу в Южной Африке в 2010 году Экономическое предсказание спортивных показателей: от Олимпийских игр в Пекине до чемпионата мира по футболу в Южной Африке в 2010 году

Статья исследует вопрос, будет ли модель, основанная на численности населения и ВВП на душу населения в качестве определяющих факторов, так же хорошо работать при объяснении итогов Чемпионата мира по футболу, как в случае с распределением медалей во время Олимпийских игр. Наблюдения, сделанные на основе прогнозов по полуфиналистам футбольного Чемпионата мира, создают возможности для нового подхода, основанного на определении и объяснении так называемых неожиданных спортивных результатов.

ПРОШЕДШЕЕ СОВЕРШЕННОЕ
Античный «спорт» Античный «спорт»

В тексте этого доклада речь идет о специфике феномена «спорт» в античном его понимании — отдельно для древнегреческой культурной ситуации и отдельно для древнеримской. Особое внимание уделяется сакральному и профанному измерениям античного «спорта». Вопрос о возникновении в Древней Греции общегреческих спортивных состязаний — в первую очередь Олимпийских и Пифийских игр — рассматривается здесь в контексте так называемой ситуации панэллинизма, ставшей на какое-то время господствующей повсеместно в Элладе в VIII–VII вв. до н.э. В докладе также рассказывается о наиболее общих принципах проведения общегреческих спортивных игр, правилах чествования чемпионов и некоторых причинах изменения их социального статуса в классическую эпоху.

Советский футбол в довоенную пятилетку (1936–1941) Советский футбол в довоенную пятилетку (1936–1941)

В статье речь идет об истории подготовки и проведения первых советских футбольных чемпионатов. Став важной частью новой советской массовой культуры, футбол во второй половине 30‑х получил свой собственный пропагандистский образ. Это спорт «любителей», основанный на принципах «коллективизма», поставивший во главу угла свою собственную «советскую» по духу игровую тактику. Почему с идеологической точки зрения футбол должен был выглядеть именно так, и почему он никогда таким не был? И возможно ли вообще построение такого футбола «в одной отдельно взятой стране»?

БУДУЩЕЕ НЕСОВЕРШЕННОЕ
ТРЕТИЙ ПОДХОД
Является ли спорт культурой? Является ли спорт культурой?

Начиная изыскания по герменевтике символики спорта, автор останавливается на понятии культуры в наиболее общем понимании: что, когда, где, по отношению к кому и при каких обстоятельствах нужно делать, а чего — нельзя, и почему. Только обратившись к понятию культуры в такой трактовке, то или иное действо можно классифицировать как «спорт»: в соответствии с этим спорт здесь описывается как «добровольная, временная физическая активность, явно требующая силы, быстроты, ловкости и (или) выносливости и подлежащая оценке, происходящая в рамках эксплицитных правил, ограничивающих принципиальные возможности действий». Следовательно, то, что спорт является культурой, во‑первых, означает то, что спорт сам по себе является отдельной культурой, существующей помимо прочих; во‑вторых, одновременно это означает, что культура как «онтическая необходимость человеческого бытия» делает спорт спортом.

Стихия азарта: первое погружение Стихия азарта: первое погружение

Статья посвящена роли азарта в экзистенциальном измерении человеческого бытия. Поле азарта рассматривается как некая предзаданность по отношению к самой природе, это множественность шансов (множество возможных миров), пресекаемая в пользу привилегированного этого мира, называемого греками фюзисом и космосом как результатом окончательной настройки фюзиса. Компактность, «герметичность» природы вновь нарушается с появлением человека, важнейшим антропогенным фактором становится разброс шансов или риск-излучение. Важнейшей манифестацией и даже систематизацией азарта является игра. Именно Игра и становится первичной формой организации экзистенциального времени в противовес регулярностям природы, которых недостаточно для вспышки cogito и для явленности человеческого вообще. Игра, образующая свой Архив, становится динамической схемой истории, ее пульсом.

КРИТИКА
Советская спортивная телесность глазами американской культурной теории Советская спортивная телесность глазами американской культурной теории

Рецензия на Майк О’Махоуни. Спорт в СССР: физическая культура — визуальная культура / Пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман. М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 296 с.

© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон