СВЕЖИЙ НОМЕР

Апологии насилия в ХХ веке: человеческое и нечеловеческое

Оксана Тимофеева. Центр практической философии «Стасис», Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб); Центр «Человек, Природа, Технологии», Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Тюмень, Россия, otimofeeva@eu.spb.ru.
Ключевые слова: насилие; Жорж Батай; Франц Фанон; Вальтер Беньямин; Жорж Сорель; божественное; нечеловеческое; общая экономика.
Статья посвящена сравнительному философско-антропологическому анализу концепций освободительного насилия, предложенных в XX веке таким авторами, как Жорж Сорель, Вальтер Беньямин, Франц Фанон и Жорж Батай. Отмечается, что основанием для такого сравнения служит общая для указанных концепций диалектическая структура двойного отрицания, в рамках которой выделяется два типа насилия. Насилие первого типа осуществляется теми, кто наделен властью, например, насилие полицейское, военное или государственное, насилие сильных над слабыми, взрослых над детьми, мужчин над женщинами, людей над другими животными и т. д. Это насилие не всегда распознается в качестве насилия, но может восприниматься как норма или меры общественного регулирования. Как реакция на него возникает насилие второго типа, то есть насилие угнетенных, бесправных или исключенных, которое философы описывают как необходимое, справедливое, совершенное, чистое и т. д. Речь идет не только о политическом противостоянии, но и о более широких категориях, таких как природа и разум.
Антропологическими моделями насилия второго типа выступают, главным образом, освободительные войны и народные восстания, и, в частности, всеобщая стачка у Сореля, божественное насилие (возмездие) у Беньямина, борьба за освобождение колоний у Фанона и сакральное насилие у Батая. Последнее, однако, выделяется из общего ряда: уникальность негативной антропологической концепции Батая состоит в том, что в ней на первый план выходит насилие нечеловеческого, соответствующее тому, что Батай называет общей экономикой и противопоставляет ограниченной экономике, неизбежно ведущей к войне. Всеобщая экономика как насилие нечеловеческого обсуждается в контексте проблематики антропоцена.
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон