СВЕЖИЙ НОМЕР

«Старых войн» не было, или Этика дронов (комментарий к статье Николая Ссорина-Чайкова)

Игорь Чубаров. Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Тюмень, Россия, i.m.chubarov@utmn.ru.
Юлия Апполонова. Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Тюмень, Россия, y.s.appolonova@utmn.ru.
Ключевые слова: асимметричная война; гибридный мир; этнография насилия; Вальтер Беньямин; Карл Шмитт; партизан; камикадзе; этика дронов.
В статье проблематизируются традиционные понятия войны и военной этики с точки зрения жертвы террористической атаки и обстрела боевого дрона, децентрирующей оппозиции «старых» и «новых», «больших» и «малых» войн, комбатанта/нонкомбатанта, солдата/партизана, друга/ врага, победителя/побежденного. Авторы ставят вопрос о политическом статусе и социальной роли этнографических, антропологических и этических исследований в контексте «новых войн», включающих в себя формы партизанской войны и использующих тактики террористической деятельности. Опираясь на современные социально-антропологические, этические и политические исследования (Хью Гастерсон, Мэри Калдор, Джефф Макмахан, Люси Сачман, Эмран Фероз, Грегуар Шамаю, Кирилл Мартынов, Виктор Вахштайн и др.), авторами обсуждаются проблемы соответствия технологий беспилотников и других автоматизированных вооружений ценностям российской военной этики, и перспективы социальной адаптации соответствующих технологий в различных мировых культурах.
В тексте актуализируется критика насилия Вальтера Беньямина и проблематизируется понятие политического Карла Шмитта в контексте анализа современной военной этнографии (cм. обзор Николая Ссорина-Чайкова «Гибридный мир: этнографии войны», публикуемый в этом же номере «Логоса»). Анализ исторических переходов и инверсий фигуры партизана, камикадзе, оператора БПЛА и террориста-смертника деконструирует как понятие «гибридной войны», так и «гибридного мира». В заключение авторы анонсируют проект менее ригористической, не чисто запретительной этической программы («этики дронов»), которая могла бы лечь в основу алгоритмов соответствующих автоматизированных систем, принимающих решения в условиях военных кризисов и чрезвычайных положений. Статья продолжает проблематику номера «Логоса» о войне (2019. Т. 29. № 3).
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон