СВЕЖИЙ НОМЕР

Антифилософия Донны Харауэй: объективность без объективации

Лолита Агамалова. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Москва, Россия, agamalova.lolita@gmail.com.
Елена Костылева. Центр практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), Санкт-Петербург, Россия, ekostyleva@eu.spb.ru.
Ключевые слова: знание; власть; Донна Харауэй; Мишель Фуко; Мартин Хайдеггер; Филипп Лаку-Лабарт; феминистская эпистемология; Глаз Бога; божественный трюк; Дороти Смит; Сандра Хардинг; Эвелин Фокс Келлер; Хелен Лонгино.
В предисловии переводчиц Лолиты Агамаловой и Елены Костылевой к публикуемой впервые на русском языке статье Донны Харауэй «Ситуативные знания: вопрос о науке в феминизме и преимущество частичной перспективы» (1988) обсуждается центральный для авторки и феминистской эпистемологии вопрос о соотношении власти и знания. Для Харауэй этот вопрос звучит в первую очередь как вопрос о властных позициях в производстве научного знания. В предисловии раскрывается контекст появления этой работы и ее синтетический характер в отношении, с одной стороны, социально-конструкционистского взгляда на проблему объективности в науке, а с другой — феминистского критического эмпиризма. Позиция Харауэй заключается в критическом осмыслении метафизического метода как производящего «знание», полученное «из ниоткуда», будто бы увиденное «Глазом Бога». С ее точки зрения, Мужчина участвует в производстве знания как лишенный тела, не отягощенный телесностью, словно бы выпрыгнувший из нее (она называет это «уловкой бога»). В качестве альтернативы исследовательница предлагает использовать другие способы визуализации (ви́дение из конкретной точки, телесно воплощенной позиции, из конкретного тела), концептуализированные ею как множественные «ситуативные знания». В пределе этот подход становится антифилософским. Но что в то же время происходит с самой философией, если власть и знание в ней отождествлены? В связи с этим обсуждается статья Филиппа Лаку-Лабарта «Трансценденция кончается в политике» (1981), в которой анализируется попытка утвердить гегемонию философии над другими науками, предпринятую Мартином Хайдеггером.
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон