СВЕЖИЙ НОМЕР

Феминистская генеалогия эстетики постчеловеческого в визуальных искусствах

Франческа Феррандо. Нью-Йоркский университет (NYU), New York, USA, francesca.ferrando@gmail.com.
Ключевые слова: постчеловеческое; постгуманизм; гендер; феминизм; трансгуманизм; визуальное искусство; женская история; авангард; перформанс; биоарт; цифровое искусство; киберфеминизм; афрофутуризм; чикано-футуризм; технологии; будущее.
Статья посвящена пересборке феминистской генеалогии постчеловеческого в искусстве, в частности в визуальных работах, созданных художницами после подъема феминизма первой волны. Эта эстетика еще до изобретения теоретической концепции киборга и популяризации термина «постчеловеческий» включала в себя техномифологии, киборгианские телесности и ризоматическую телесную перформативность. Ее генеалогия восходит к основным авангардным течениям первой половины XX века, в частности к футуризму, дадаизму и сюрреализму. Авторка реконструирует исторический контекст художественных решений этих движений, например влияние военных увечий и протезирования на переживание телесности в дадаизме. Дальнейшая генеалогия охватывает феминизм второй волны 1960-х и 1970-х годов, неотъемлемой частью которого выступало исследование тела, выведенного на авансцену эмансипирующим искусством перформанса.
Следующим этапом стал феминизм третьей волны 1990-х годов и осуществленная в нем радикальная переработка самости: от киберфеминизма и переосмысления им техники до художественных инсайтов, предложенных, с одной стороны, критическими техноориенталистскими прочтениями множественного будущего, а с другой — политическими и социальными разработками афрофутуризма и чикано-футуризма. Наконец, эта генеалогия включает в себя способы, которыми современные художницы работают с гендером, социальными медиа и понятием телесного воплощения, затрагивая элементы, которые станут ключевыми в феминизме четвертой волны. Авторка выстраивает эту генеалогию на богатом художественном материале: от живописи и скульптуры до задокументированных перформансов, биоарта и виртуальных объектов.
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон