СВЕЖИЙ НОМЕР

Духовное есть политическое: зачем феминизму сверхреальная и мультитемпоральная утопия

Катерина Денисова. FEM TALKS, Москва, Россия, katerina@femtalks.moscow
Ключевые слова: феминистская теология; женская спиритуальность; феминистская интерпретация Библии; политический феминизм vs культурный феминизм; утопия; феминистские исследования времени.
В статье рассматриваются взаимоотношения между духовным и политическим в феминизме: от первой феминистской критики Библии до попыток культурных феминисток 1960–1970-х годов обнаружить и развить особую женскую спиритуальность. Авторка показывает, что эти взаимоотношения всегда имели политический подтекст. Суфражистки написали собственную «Женскую Библию», чтобы через женские образы обратиться к верующим женщинам и рассказать им о преимуществах эмансипации. Феминистки так называемой второй волны использовали образы ведьм и языческих богинь, чтобы метафорически изобразить силу своего сопротивления, а также восстановить линию женской преемственности. Авторка рассматривает противоречия между «культурными» и «политическими» феминистками в вопросах духовности и вместе с цитируемыми в статье исследовательницами приходит к выводу, что эти противоречия являются продуктом искусственно сконструированной патриархальной дихотомии духовное/политическое. Обращаясь к текстам женщин-богословов (Кэрол Дж. Адамс, Элизабет Шусслер-Фиоренца, Элизабет Бер-Сижель), она показывает, что для них эта дихотомия нетипична. Напротив, они видят в феминистском движении духовный потенциал, а в религии — эмансипаторно-феминистский. Наиболее полно этот образ проявляется в сформулированной феминистскими теологинями метафоре феминисток как пророков. Как когда-то библейские пророки пресекали традиции и обряды, неугодные Господу, так и феминистки указывают на несовершенства патриархата и стремятся достичь лучшего мира. Авторка предполагает, что лучше всего эта «пророческая» задача феминисток может быть решена через указание на утопию, вдохновленную как политическими достижениями прошлого, так и духовными практиками и образами. Это демонстрируется на примерах «Книги о граде женском» Кристины Пизанской и современных инициатив, таких как беларуская #евалюция или #witchtok.
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон