Почему нам нужен онкоэтикет?
Ключевые слова:
онкологические заболевания; экзистенциальный кризис; онкопсихология; онкосоциопсихология; онкоэтикет.
Под этикетом понимается набор правил, регулирующих поведение представителей определенного общества в различных ситуациях социального взаимодействия. Важнейшую их часть составляет использование речевых формул, знание которых позволяет человеку эффективно поддерживать социальный контакт, освобождая его от необходимости самостоятельного поиска правильных слов и ограждая его от грубых коммуникативных ошибок. Этикет приобретает особую значимость в ситуациях, которые требуют деликатности. К ним относится общение с тяжело больными людьми, когда неверно сказанное слово может спровоцировать глубокий и длительный психологический кризис. К числу наиболее тяжелых заболеваний относится рак, который не только объективно плохо поддается излечению, но и ассоциируется в массовом сознании с экстремальной морбидностью, выступая в качестве общекультурного символа катастрофы.
Онкозаболевание — это одно из самых тяжелых испытаний, с которым сталкивается в своей жизни человек. Оно калечит тело и терзает душу, требуя существенной ревизии смыслов, ранее казавшихся незыблемыми. Эта смыслосозидательная работа представляет собой весьма сложный и деликатный процесс, любое вмешательство в который грозит утратой с трудом достигаемого баланса. Корректная коммуникация с онкобольными должна строиться на принципах уважения к их психоэмоциональным и социальным потребностям. В связи с этим встает вопрос о создании и продвижении особого онкоэтикета, который регулировал бы взаимодействие между больными и их окружением. В статье представлено ви́дение рака как физического, эмоционального и духовного кризиса, выявлены основные проблемы, препятствующие комфортной коммуникации о нем, описаны коммуникативные табу и предложены общие правила онкоэтикета, следование которым позволит избежать досадных оплошностей.
Онкозаболевание — это одно из самых тяжелых испытаний, с которым сталкивается в своей жизни человек. Оно калечит тело и терзает душу, требуя существенной ревизии смыслов, ранее казавшихся незыблемыми. Эта смыслосозидательная работа представляет собой весьма сложный и деликатный процесс, любое вмешательство в который грозит утратой с трудом достигаемого баланса. Корректная коммуникация с онкобольными должна строиться на принципах уважения к их психоэмоциональным и социальным потребностям. В связи с этим встает вопрос о создании и продвижении особого онкоэтикета, который регулировал бы взаимодействие между больными и их окружением. В статье представлено ви́дение рака как физического, эмоционального и духовного кризиса, выявлены основные проблемы, препятствующие комфортной коммуникации о нем, описаны коммуникативные табу и предложены общие правила онкоэтикета, следование которым позволит избежать досадных оплошностей.
