Семь фрагментов о цвете
Михаил Куртов.
Философ, независимый исследователь (Санкт-Петербург).
Email: kurtov@gmail.com
Евгений Кучинов.
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (БФУ), Калининград, Россия, pph.pop.philosophy@gmail.com.
Роман Михайлов.
Сотрудник. Зорвед-2. Адрес: 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 10.
Email: rmikhailov@mail.ru
Йоэль Регев.
Центр практической философии «Стасис», Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб), Россия, yregev@eu.spb.ru.
Никита Сазонов.
Куратор, Posthuman Studies Lab. Адрес: 129223, Москва, пр-т Мира, 119, стр. 246.
Email: darkcryptasite@gmail.com
Наталья Тышкевич.
Сотрудница. Зорвед-2. Адрес: 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 10. Email: natalie.tysh@gmail.com
Серое Фиолетовое.
Сотрудник.
Email: navernoeinikogda@gmail.com
Ключевые слова:
Просвещение; цвет; светлота; разрешение; насыщенность
Статья представляет собой коллективный текст, состоящий из введения и семи фрагментов. В центре статьи — проблема цвета, рассмотренная сквозь призму актуальных философских дискуссий о роли Просвещения и отношениях «светлого» и «темного». Во введении Михаила Куртова предлагается общая карта движения по семи фрагментам — модель «цветного знания», имеющая четыре измерения: светлота, разрешение, насыщенность, цветовой тон. Каждый из включенных в статью текстов (введение и семь фрагментов) условно отнесен к одному из восьми возможных типов «цветного знания». Фрагмент Романа Михайлова исследует пластически-динамические корреляты цветов и говорит о цветности текста, понимаемого максимального широко: и как текста природы, и как абстрактного символического комплекса. Фрагмент Евгения Кучинова посвящен «гаптической критике Просвещения» — анализу цвета с точки зрения «кожи», располагающемуся на границе оптического как такового и получающему свой смысл в интенсивном, аффективно-динамическом знании. Фрагмент Йоэля Регева разворачивает герменевтику цвета на материале Торы: цвет истолковывается как обман, которому противостоит другой обман, принадлежащий «подлинному просвещению». Фрагмент Михаила Куртова обращается к пересмотру теории цвета Гёте на базе новых физических экспериментов и с учетом развития логической геометрии цвета, намечая тем самым критику современной хромоидеологии. Фрагмент Натальи Тышкевич раскрывает современный политический смысл раскрашивания в контексте «ренессанса модернистской эстетики» последних лет, в которой работа с формой замещается работой с поверхностями. Фрагмент Серого Фиолетового описывает цвет и тьму как политические функции, обращающиеся друг в друга посреди единого не-места «умного города». Заключительный фрагмент Никиты Сазонова разрабатывает процедуру расцвечивания через обращение к нецвету — ресурсу по ту сторону цвета и не-цвета, наиболее отчетливо проявляющемуся в печатном знаке, а также в современной хип-хоп культуре.