Классика и классики в российском театре 2000-х годов
Ольга Рогинская.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 109028, Москва, Малый Трехсвятительский пер., д. 8/2, каб. 312.
Email: olgaroginskaya@gmail.com
Ключевые слова:
классика; классики; интерпретация; инсценирование; театр; актер; режиссер; режиссерский театр; «новая драма»
В статье на материале театральной жизни Москвы и Санкт-Петербурга 2000-х г. рассматривается проблема статуса литературной классики в современном российском театре и описываются постановочные алгоритмы, действующие сегодня в отношении классических текстов, а также зрительские интенции и ожидания, связанные с отношением к классике. Современные режиссеры, отдающие предпочтение классике, лишают современность собственного лица и языка, нагружают ее так называемыми универсальными смыслами. Режиссер-приверженец классики делает однозначный выбор, предпочитая идти вслед за бегущим от сегодняшней реальности зрителем. В результате этот выбор невольно приобретает характер политического жеста: предпочтение, которое отдается классике, продуцирует образ неполноценной, смешной современности, в которой невозможно жить ответственно и всерьез.