СВЕЖИЙ НОМЕР

Эстетическая стадия производства/потребления и «революция времени по выбору»

Манола Антониоли . Доктор философии, профессор философии в Лаборатории исследований в области философии, архитектуры и урбанистики (GERPHAU) Высшей национальной школы архитектуры искусств Париж–Ла-Виллет. Адрес: 3–15 quai Panhard et Levassor, 75013 Paris, France.

Email: antonioli.manola@wanadoo.fr
Ключевые слова: культура; развлечение; темпоральность; капитализм; потребление; досуг.
Отталкиваясь от текста Ханны Арендт «Кризис в культуре», статья прослеживает, как в современном обществе потребления культура превращается в развлечение, что приводит к утрате политического измерения искусства и культуры. Подвергнув острой критике общество потребления, Жан Бодрийяр проанализировал парадоксально привилегированное место, которое в нем уделяется времени. Он показал, в частности, что распределение свободного времени в обществе коррелирует с распределением всех прочих благ. Качество «свободного времени» становится способом социальной стратификации, социально нагруженным «различием» (Пьер Бурдьё). Современные мифы о свободном времени и досуге строятся вокруг иллюзорного желания вернуть времени потребительскую стоимость. Но для этого «свободное» время нужно реинвестировать и посвятить разным видам потребительской деятельности: путешествиям, культуре, спорту и т. д. Досуг становится полем драматических противоречий, поскольку индивиды связывают свои надежды со свободой и, следовательно, с системой импульсивных желаний. Так досуг становится производственной и стоимостной категорией. Бодрийяр показывает, как парадигма труда экстраполируется на все время, включая время досуга. В своей теории симулякра он прослеживает, как города становятся обширными парками аттракционов. Современная экономика художественного капитализма (Жиль Липовецки и Жан Серуа) делает соблазнительными продукты потребления, дизайна, моды, кино и т. д. Производство/потребление все более тотально становятся олицетворением досуга. В заключение обращение к Андре Горцу позволит нам наметить выход из связки рабочего и досугового времени (оба вынужденные) через «революцию времени по выбору».
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон