Трансформации труда и его темпоральностей. Хронологическая дезориентация и колонизация нерабочего времени
Антонелла Корсани.
Доктор экономики, исследователь Института исторической динамики экономики и общества (IDHES), преподаватель экономического факультета Университета Париж I Пантеон-Сорбонна. Адрес: 16 Carnot Blvd, 92340 Bourg-la Reine, France.
Email: antonella.corsani@univ-paris1.fr
Ключевые слова:
занятость; отношения найма; самопредпринимательство; расщепленный труд; темпоральные отношения; производство субъективности.
В начале XX века немецкий социолог Эмиль Ледерер одним из первых осознал, что переход от независимого положения работника к наемному труду вызвал изменение хронопорядка в восприятии экзистенции. Уже после войны французский социолог труда Жорж Фридман показал, что как в тейлоризме, так и в стахановском движении свободное время является бегством работника от фрустрации, вызванной «расщепленным трудом». Согласно автору статьи, мы сегодня стоим накануне эпохальной перемены того же масштаба: превращения наемного работника в самопредпринимателя (self-employer) (согласно формуле Андре Горца), перехода от расщепленного труда к расщепленной занятости. В статье анализируются два аспекта этого антропологического изменения: а) дезориентация во времени (потеря темпорального горизонта человеческого существования) и б) «колонизация» нерабочего времени (инвестирование всех типов времени в «производство самости»). К этим аспектам возможны два подхода: 1) отсылающий к Мишелю Фуко: контроль времени определяется уже не дисциплинарными практиками, а технологиями неолиберальных правительств, ставящих своей целью подчинение всех социальных форм скорее менеджерскому этосу, чем триумфу рынка; 2) вдохновленный Хартмутом Розой: восприятие времени экзистенции имеет тенденцию подчиняться глобальному процессу социального ускорения, в котором проект модерна оборачивается против самого себя. Главным страхом индивида сегодня стала утрата возможности или важной связи. Этот страх задает теперь всю организацию свободного времени и его семантику, проникнутую отныне мотивами долга и обязательств: императив хорошо выглядеть, заниматься спортом, быть в курсе и т. д.