Макиавелли и проблема политической морали
Борис Капустин.
Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, старший преподаватель программы по этике, политике и экономике Йельского университета. Адрес: 31 Hillhouse Ave., CT 06511 New Haven, USA.
Email: boriskapustin1951@gmail.com
Ключевые слова:
политическая мораль; морализм; политический реализм; насилие; перспективизм; конфликт; Макиавелли.
Идея политической морали возникает как попытка преодоления теоретически пустой («дешевой», по выражению Никласа Лумана) оппозиции между политическим морализмом как проекцией на политику «универсальной» морали и так называемым политическим реализмом, отрицающим нравственное измерение политики. В статье рассматриваются разные подходы к пониманию политической морали. Автор показывает ущербность тех из них, которые сводят политическую мораль к признанию необходимости (в неких «особых случаях») использовать в политике морально предосудительные средства и к связанным с этим мукам совести политиков, вынужденных использовать такие средства. Противоположный подход к политической морали раскрывает ее как совокупность тех нравственных (в отличие от «технических») ориентаций и компетентностей, которые вытекают из самой практики политики, из того, что Макиавелли называл necessitá, и которые не связаны необходимым образом ни с личной добродетельностью участников политики, ни тем более с ее детерминированностью какими‑то «высшими целями», которым она будто бы служит или должна служить. В заключительной части рассматриваются три ключевых «принципа» понятой таким образом политической морали: экономия насилия, перспективизм и поиск альтернативы или, говоря языком Макиавелли, способа «переделывать все по‑новому».