Уединение и свобода. К социальной идее немецкого университета
Гельмут Шельски.
Немецкий философ и социолог, ученик А. Гелена. Преподавал и участвовал в послевоенном возрождении высшей школы в Гамбурге, Мюнстере, Билефельде. Полемизировал с правоцентристских позиций с Франкфуртской школой. Автор книг о сексуальности, образовании, воспитании, методологии социальных исследований.
Ключевые слова:
университет; реформа; свобода; уединение; наука; сократический диалог; Гумбольдт; Фихте
Статья посвящена вопросу о том, дает ли современный университет образование в гумбольдтовском смысле. Автор восстанавливает контекст деятельности Гумбольдта, напоминая, что ему противостояла преимущественно идея профессионализации. Согласно Шельски, неслучайно, что в связи с Гумбольдтом все упоминают «свободу», но редко кто «уединение» (второе важное понятие его программы). Раскрывает социально-политическое, образовательное и научное измерение этого понятия. Именно уединение служит гарантией свободе — от прямого обслуживания производственных и общественных интересов.