СВЕЖИЙ НОМЕР

Переизобретение советского университета

Александр Дмитриев. Историк, социолог науки, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ, доцент факультета истории НИУ ВШЭ. Автор статей по российской и европейской интеллектуальной истории и монографии «Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа» (2004), редактор сборников «Историческая культура императорской России» (2012), «Университет и город в России начала ХХ века» (2009) и др. Email: dualis@mail.ru
Ключевые слова: университетское образование; профессорская корпорация; коммеморация; изобретение традиции; история СССР; образовательные реформы; символический капитал; интеллектуальная история
Предметом анализа в статье стали различные элементы и структурные характеристики понятия «университетская традиция» применительно к советскому и постсоветскому времени. Подчеркнута сложная и многосоставная природа университетской традиции, в которую входят не только коммеморативные и историографические практики, символические ритуалы и способы поддержания границ, но также методы унификации прошлого, вычеркивания и забвения нежелательных периодов или обстоятельств. Такая переакцентировка и мобилизация прошлого в политических целях или во имя самосохранения особенно ярко проявились при ломке имперской университетской системы и утверждении советской в 1920–1930‑е годы. В послесталинские годы происходит постепенная реабилитация дореволюционного университетского, включая и принцип автономии высшей школы. Однако с 1990‑х годов этот символический ресурс начинает активно использоваться — в противовес новым тенденциям и институтам — уже для легитимации прав и привилегий «классического» университета (точнее, моделей и иерархий позднесоветской эпохи).
© 1991—2022 Логос.
Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Любое использование
материалов допускается
только с согласия редакции

Учредитель
Институт экономической
политики имени Е.Т. Гайдара
www.iep.ru
Разработка сайта: Тимур Меерсон