Философия как наука и мировоззрение: к вопросу о пацифизме в немецком и русском неокантианстве
Нина Дмитриева.
Историк философии, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета, редактор научно-просветительского журнала «Скепсис» (Москва). Автор многочисленных статей, архивных публикаций и переводов по русскому и немецкому неокантианству и интеллектуальной истории конца XIX — первой половины ХХ веков, а также монографий «Борис Александрович Фохт: к истории русского неокантианства» (1999) и «Русское неокантианство: „Марбург“ в России. Историко-философские очерки» (2007).
Ключевые слова:
немецкое и русское неокантианство; философское просветительство; этический социализм; толстовство; пацифизм; «вечный мир»
Статья посвящена анализу особенностей рецепции неокантианства в России и одному из случаев «обратного влияния» русской мысли, в частности толстовства, на интеллектуальную ситуацию в Германии накануне и во время Первой мировой войны. Русские неокантианцы мыслили свою общественную и научную миссии в России в перспективе «запоздавшего» Просвещения, что ставило перед ними две задачи: спецификации предмета философии и секуляризации философского знания. В немецком неокантианстве первый вопрос в основных чертах был решен. Второй вопрос возник в начале 1910‑х годов, а с началом Первой мировой войны предельно заострился, что нашло выражение в провоенных выступлениях Г. Когена и П. Наторпа. Русский неокантианец и толстовец О. П. Бук выступил с идеями пацифизма, в поле притяжения которых оказались такие выдающиеся деятели науки и культуры, как Георг Николаи и Альберт Эйнштейн.