Удовольствие повторения: к основаниям полемики с психоанализом в романе Итало Звево «Самопознание Дзено»
Ключевые слова:
принцип удовольствия; повторение; модернизм; Итало Звево.
В романе Итало Звево «Самопознание Дзено» воплощается опыт распада сознания модерного субъекта, которое раскалывается в ситуации травматического конфликта между традицией и современностью. Написанный в эпоху радикальных социальных трансформаций в Европе начала ХХ века, роман Звево предлагает неожиданную оптику: политико-исторический фон в нем оттенен полемикой с психоаналитической традицией. Сравнительный анализ почти синхронно вышедших романа Звево и поворотной для психоанализа работы «По ту сторону принципа удовольствия» позволяет говорить не просто о хронологическом совпадении, а о концептуальном напряжении в отношении той проблематики, которая пронизывает как роман «Самопознание Дзено», так и трактат Зигмунда Фрейда.
Мотив удовольствия от жизни становится для Звево горизонтом, на фоне которого рассказывается история исцеления рассказчика, наполненная опытом самокритики, который может быть экстраполирован за рамки романа. Написанный в форме прямой полемики с психоаналитическим движением тех лет, роман Звево позволяет проследить за тем, как тенденции распада и деструкции пронизывают не только традиционные формы жизни, оттесняемые на обочину истории модерными веяниями, но и затрагивает самые прогрессивные, в том числе радикально модернистские, практики. В статье выдвигается тезис, что Звево строит свою критику психоанализа на основе пересмотра роли навязчивых повторений для принципа удовольствия. Показывается, что стремление рассказчика к излечению неразрывно связано с таким пониманием удовольствия, которое должно преодолевать фрагментарность чувственного опыта модерного субъекта. В частности, анализ отношений героя романа с женщинами позволяет предположить, что открытие горизонта бессознательного носит амбивалентный характер для опыта удовольствия.
Мотив удовольствия от жизни становится для Звево горизонтом, на фоне которого рассказывается история исцеления рассказчика, наполненная опытом самокритики, который может быть экстраполирован за рамки романа. Написанный в форме прямой полемики с психоаналитическим движением тех лет, роман Звево позволяет проследить за тем, как тенденции распада и деструкции пронизывают не только традиционные формы жизни, оттесняемые на обочину истории модерными веяниями, но и затрагивает самые прогрессивные, в том числе радикально модернистские, практики. В статье выдвигается тезис, что Звево строит свою критику психоанализа на основе пересмотра роли навязчивых повторений для принципа удовольствия. Показывается, что стремление рассказчика к излечению неразрывно связано с таким пониманием удовольствия, которое должно преодолевать фрагментарность чувственного опыта модерного субъекта. В частности, анализ отношений героя романа с женщинами позволяет предположить, что открытие горизонта бессознательного носит амбивалентный характер для опыта удовольствия.