Может ли подражание освобождать
Ключевые слова:
подражание; разрыв; феминистская теория; половое различие; женственность; сублимация.
В статье представлен обзор современ-
ной феминистской теории в свете ее
отношения к вопросу об использо-
вании данного: могут ли существу-
ющие модели женственности быть
ресурсом для подрывного подража-
ния в процессе эмансипации или они
должны быть отвергнуты как идео-
логические конструкции. Эти стра-
тегии возводятся к более широкой
философской оппозиции между исто-
ризмом и имманентизмом (Мишель
Фуко и поле cultural studies), с одной
стороны, и теориями, ставящими
на субъект и событие (Ален Бадью
и Славой Жижек), — с другой. Автор
анализирует траекторию развития
первой стратегии в феминистской
теории третьей волны в ее оппозиции
к революционно настроенному ради-
кальному феминизму второй волны
и приходит к выводу о фундамен-
тально меланхолической аффектации
фукианского феминизма в духе Джу-
дит Батлер.
От пародийного повторения Бат-
лер автор переходит к более пози-
тивно окрашенному мимесису
в теории полового различия Люс
Иригарей и ее последователей — Рози
Брайдотти и Элизабет Грос, а затем
критикует последних с точки зре-
ния поздней Иригарей и ее кон-
цепта реального полового различия.
В статье утверждается, что Ирига-
рей не является постструктуралист-
ским философом множественности,
и ее ранний концепт мимесиса дол-
жен пониматься в связке с поздними
идеями о создании феминных идеа-
лов, которые могли бы позволять
реальному половому различию раз-
ворачиваться в культуре. В конеч-
ном счете вопрос об эмансипаторном
использовании данного разреша-
ется при помощи синтеза идей Ири-
гарей с теорией сублимации Жака
Лакана. Подражание понимается как
способное возводить существующие
объекты, практики и образы в ранг
возвышенных и таким образом про-
изводить разрыв в данном, созда-
вая новые означающие в искусстве,
любви и политике.
ной феминистской теории в свете ее
отношения к вопросу об использо-
вании данного: могут ли существу-
ющие модели женственности быть
ресурсом для подрывного подража-
ния в процессе эмансипации или они
должны быть отвергнуты как идео-
логические конструкции. Эти стра-
тегии возводятся к более широкой
философской оппозиции между исто-
ризмом и имманентизмом (Мишель
Фуко и поле cultural studies), с одной
стороны, и теориями, ставящими
на субъект и событие (Ален Бадью
и Славой Жижек), — с другой. Автор
анализирует траекторию развития
первой стратегии в феминистской
теории третьей волны в ее оппозиции
к революционно настроенному ради-
кальному феминизму второй волны
и приходит к выводу о фундамен-
тально меланхолической аффектации
фукианского феминизма в духе Джу-
дит Батлер.
От пародийного повторения Бат-
лер автор переходит к более пози-
тивно окрашенному мимесису
в теории полового различия Люс
Иригарей и ее последователей — Рози
Брайдотти и Элизабет Грос, а затем
критикует последних с точки зре-
ния поздней Иригарей и ее кон-
цепта реального полового различия.
В статье утверждается, что Ирига-
рей не является постструктуралист-
ским философом множественности,
и ее ранний концепт мимесиса дол-
жен пониматься в связке с поздними
идеями о создании феминных идеа-
лов, которые могли бы позволять
реальному половому различию раз-
ворачиваться в культуре. В конеч-
ном счете вопрос об эмансипаторном
использовании данного разреша-
ется при помощи синтеза идей Ири-
гарей с теорией сублимации Жака
Лакана. Подражание понимается как
способное возводить существующие
объекты, практики и образы в ранг
возвышенных и таким образом про-
изводить разрыв в данном, созда-
вая новые означающие в искусстве,
любви и политике.