Ускоренная рефлексивность — депрессивная социальность
Ключевые слова:
современность; поздняя современность; рефлексивная современность; ускорение; социальная философия; социальная теория; практическая философия; Юрген Хабермас.
Статья обращается к проблеме выделения черт, качественно отличающих современность. На фоне перехода от индустриального капитализма к постиндустриальному меняется изначальный проективный характер социальной мысли. В обществе «поздней современности» на первый план выходят не критические проекты переустройства или модернизации, но социальная и культурная рефлексия, которые ставят перед собой задачу локального ориентирования в усложняющемся мире. Масштабные социально-философские нарративы и исследовательские программы уступают под натиском оригинальных авторских подходов. Результатом этого становится фрагментация поля теоретической социальной философии. Статья ставит своей целью обнаружение общих оснований, с опорой на которые может выстраиваться дальнейшая теоретическая дискуссия о границах и предмете современной социальной мысли. Автор опирается на предпринятые в последние десятилетия XX века попытки (Юрген Хабермас, Герман Люббе, Ульрих Бек, Энтони Гидденс, Скотт Лэш) предложить общую рамку продуктивного осмысления противоречий и тенденций модерна. К таким инструментальным, но одновременно содержательным идеям относятся социальное ускорение и рефлексивность современности. Ускорение исторической событийности вызывает симметричный ответ со стороны теории — она начинает видеть своей задачей соответствие набранной скорости. Это интерпретативное ускорение порождает ситуацию депрессивной социальности, когда попытки критически осмыслить происходящее лишь увеличивают фрустрацию. В завершении делается предположение, что именно понятое в контексте рефлексивности ускорение может служить точкой переопределения философских координат теории современности.