Демоны неолиберализма: о политической теологии позднего капитализма
Ключевые слова:
неолиберализм; неоконсерватизм; свободный рынок; провиденциализм; политическая теология; демонизм
Текст представляет собой перевод одноименной главы из книги Адама Коцко «Демоны неолиберализма: о политической теологии позднего капитализма». В ней автор рассматривает политико-теологические характеристики неолиберализма, в котором свободный рынок на первый взгляд кажется лишенным какого-либо внешнего вмешательства, а на деле оказывается результатом политической стратегии управления, обогащения элит, унижения расовых и гендерных меньшинств, формирования бедных маргинальных слоев населения. Неолиберализм, согласно Коцко, — это и социальный порядок (структура семьи и сексуальности, а также расовой иерархии), и порядок политический, включающий закон и наказание, войны и международные отношения. Однако прежде всего неолиберализм представляет собой связную моральную систему, которая опирается на логику ограничения субъектности (демонизация), конкуренции (в которой должны быть как победители, так и проигравшие) и конформизма на всех уровнях, от индивида до глобального мира.
Коцко выделяет основные принципы неолиберальной политики, такие как демонизация, криминализация, конкуренция, конформизм, и находит их истоки в богословских западных концепциях, описывая неолиберализм как целостную самоукрепляющуюся систему политической теологии. Все эти принципы напрямую связаны с понятиями провидения и свободы воли: даруя людям политическую свободу, неолиберальное государство всячески ограничивает ее, так что нищета, болезни и прочие неудачи становятся не просто личной, но идеологически декларируемой ответственностью человека или целой группы. Неолиберализм, по Коцко, становится ловушкой, из которой сложно выбраться, так как его действующие силы маскируются за самоуправляющейся системой всеобщей справедливости, равенства, свободы выбора.
Коцко выделяет основные принципы неолиберальной политики, такие как демонизация, криминализация, конкуренция, конформизм, и находит их истоки в богословских западных концепциях, описывая неолиберализм как целостную самоукрепляющуюся систему политической теологии. Все эти принципы напрямую связаны с понятиями провидения и свободы воли: даруя людям политическую свободу, неолиберальное государство всячески ограничивает ее, так что нищета, болезни и прочие неудачи становятся не просто личной, но идеологически декларируемой ответственностью человека или целой группы. Неолиберализм, по Коцко, становится ловушкой, из которой сложно выбраться, так как его действующие силы маскируются за самоуправляющейся системой всеобщей справедливости, равенства, свободы выбора.