СВЕЖИЙ НОМЕР

Истолкование Эдипа: история истины и истина желания

Ключевые слова: Эдип; Мишель Фуко; Георг Вильгельм Фридрих Гегель; знание-власть; суверенность; субъект.
В статье рассматриваются «интерпретации Эдипа» в философской и гуманитарной традиции как парадоксальное место совпадения и несовпадения, различения и не-различения свободы и необходимости, субъекта и структуры, символа и истории, место, в котором ставится вопрос о местонахождении спрашивающего. Это место определяется полюсами желания, знания, истины и власти.
Современный человек прежде всего помнит об Эдипе как субъекте и своего рода имени желания. Через анализ нескольких избранных текстов мы попытались увидеть, как устроена позиция Эдипа-субъекта истины, родителем и одновременно порождением которой он является. Эдип толкуется как носитель недостатка (знания, самосознания и пр.), и он же оборачивается носителем избытка. Эдип, разгадавший загадку о человеке, предстает парадигмальным носителем человеческой судьбы и одновременно исключительным и исключенным творцом эксцесса. Он проклят богами и избран ими. Амбивалентность, развернутость к противоположным возможностям и даже одновременная реализация противоположных возможностей и создают место Эдипа. Это точка обретения человеком собственной истории. Начало Эдипа есть его конец, гибель — новое рождение. Истолкование Эдипа в Новое время основывается на связи субъективности, суверенности и трансгресии. Истолкование Эдипа превращается в вопрос о том, возможно ли снятие в гегелевском смысле — как поворот, в котором история обретала бы смысл, преодолевая свою изначальную греховность.