СВЕЖИЙ НОМЕР

Дезактивация теологии: Агамбен и постсекулярность

Ключевые слова: Джорджо Агамбен; Симона Вейль; Николь Лоро; постсекулярность; теология; атеизм.
В рамках постсекулярного дискурса мысль Джорджо Агамбена занимает неочевидное положение: с одной стороны, его философский проект неразрывно связан с теологической традицией мысли, с другой — его мысль питается критическим импульсом, который часто обозначается как атеистический. Двусмысленность такой позиции проблематична в силу того, что в условиях постсекулярности, то есть в ситуации, когда всякая мысль отбрасывает теологическую тень, утрачивается четкое представление о том, что такое атеистическая философия сегодня. Чтобы понять, как Агамбену удается одновременно принимать посылки постсекулярности, не возвращаться к просвещенческой модели атеизма и занимать критическую позицию в отношении религии и теологии, в статье предлагается анализ его метода.
Цель статьи состоит в том, чтобы понять значение и основание постоянно встречающейся в текстах Агамбена установки на дезактивацию и нейтрализацию теологического диспозитива. Для этого осуществляется прочтение его работы «Таинство языка. Археология клятвы», которая рассматривается как основной текст, раскрывающий особенности отношений Агамбена с теологией. Анализ этой работы, а также исследования Николь Лоро о феномене клятвы в античности позволяют показать, как Агамбену удается преодолеть границы постсекулярности: выявляя первичность опыта языка и сопутствующего ему раскола по отношению к религии, праву и политике, Агамбен утверждает, что критическая процедура должна воплощаться в особом пользовании языком. Таким опытом пользования оказываются практики философии и поэзии, которые играют в мысли Агамбена роль основания критики теологии. Агамбен конкретизирует эти формы языкового опыта посредством понятий профанации и пародии, применение которых осуществляет дезактивацию теологического диспозитива. Завершается статья иллюстрацией метода пародии на примере своеобразия рецепции мысли Симоны Вейль в текстах Агамбена.