Социология литературы: от «модуса подозрения» к «культурсоциологии»
Ключевые слова:
социология литературы; культурсоциология; новая критика; воображаемое; художественная литература; поверхностное чтение.
В статье осуществляется кодификация имевших место ранее и актуальных до сих пор социологических подходов к анализу художественной литературы. Особое внимание уделяется так называемой культурсоциологической линии мысли, основной спецификой которой является смещение исследовательского фокуса с анализа текста произведения, личности автора и социальных условий его производства на практики чтения, осуществляемые рядовыми читателями, на их когнитивные стратегии и эмоциональные режимы. В статье кратко анализируются наиболее значимые для культурсоциологии чтения на данный момент работы Марии Ангелики Тумалы Олаве и Яна Ваньи.
На примере текста Тумалы Олаве демонстрируется, что несмотря на плодотворный анализ того, как опыт чтения может влиять на жизненные траектории людей, исследовательница сталкивается с существенной эпистемической трудностью, заключающейся в том, что эмоции и/или знания, полученные в процессе чтения, плохо поддаются рефлексии, затрудняя рассуждения о чтении как о каузальном факторе, который ведет к тем или иным жизненным выборам как следствию.
Работа Ваньи стремится совместить в себе автоэтнографический анализ прочтения романа Яхима Топола «Сестра» с исследованием социального контекста его возникновения и специфических языковых тропов, используемых писателем для достижения эффекта «погружения» в мир романа. Ваньи предпринимает интересную попытку многопланового рассмотрения конкретного литературного образца, тем не менее страдающую от излишней поверхности в каждом из затронутых аспектов анализа. Помимо этого, в статье обсуждаются (не)возможные точки связи между социологией как научной дисциплиной и литературным творчеством. С опорой на работу Дэвида Бира обсуждаются три возможных типа соприкосновения между социологией и литературой: беллетризация теоретического воображения, использование художественной литературы как документального источника в научных целях и теоретический анализ литературных произведений.
На примере текста Тумалы Олаве демонстрируется, что несмотря на плодотворный анализ того, как опыт чтения может влиять на жизненные траектории людей, исследовательница сталкивается с существенной эпистемической трудностью, заключающейся в том, что эмоции и/или знания, полученные в процессе чтения, плохо поддаются рефлексии, затрудняя рассуждения о чтении как о каузальном факторе, который ведет к тем или иным жизненным выборам как следствию.
Работа Ваньи стремится совместить в себе автоэтнографический анализ прочтения романа Яхима Топола «Сестра» с исследованием социального контекста его возникновения и специфических языковых тропов, используемых писателем для достижения эффекта «погружения» в мир романа. Ваньи предпринимает интересную попытку многопланового рассмотрения конкретного литературного образца, тем не менее страдающую от излишней поверхности в каждом из затронутых аспектов анализа. Помимо этого, в статье обсуждаются (не)возможные точки связи между социологией как научной дисциплиной и литературным творчеством. С опорой на работу Дэвида Бира обсуждаются три возможных типа соприкосновения между социологией и литературой: беллетризация теоретического воображения, использование художественной литературы как документального источника в научных целях и теоретический анализ литературных произведений.