«Неоплатное»: деньги в психоаналитической практике
Ключевые слова:
психоанализ; деньги; неоплатное; психоаналитический процесс; субъективация; различение; сновидения; влечения; либидо; становление-психоаналитиком; Зигмунд Фрейд; Жак Лакан; Феликс Гваттари; Габриэль Тупинамба.
Во множестве ролей и значений, которыми наделяются деньги в анализе, можно найти нечто схожее с тем, что мы находим в характере репрезентации. К аффекту может прикрепляться сколь угодно много актуальных репрезентаций, которые субъект-сновидец производит здесь и сейчас. Подобно тому как сингулярный компонент репрезентации и ее бесконечная вариативность представляют интерес для рефлексии (как то, что указывает на наличие некоторых процессов, чьим эффектом они являются), так же и деньги являются эффектом чего-то, что происходит в анализе, становятся местом «сгущения». Как отмечают психоаналитики, деньги на самом деле указывают на то, что анализ скрывает что-то неоплатное. Статья концентрируется на разработке именно этого элемента анализа.
Чтобы определить источник этого неоплатного, автор обращается к двум другим вопросам: что происходит в анализе? что является движущей силой анализа? Возможные ответы на них предлагаются с опорой на теории влечений и либидо Зигмунда Фрейда и Жака Лакана, а также на клинические идеи Феликса Гваттари. В этой теоретической рамке предпринимается попытка продемонстрировать, что, хотя деньги не лишены утилитарного смысла в анализе, из-за характера анализа в них сгущается его не-векторность: процесс анализа и приводящий его в движение дуализм влечения к жизни и к смерти не являются направленными (ни линейными, ни ризоматическими), но представляют собой бесконечный цикл взаимообусловленных операций в машине бессознательного, которую он запускает. В аналитическом процессе не только нет какого-то окончательного результата, но нет и вектора, который позволил бы расплатиться за анализ как за продолжающуюся услугу. В заключение наблюдения автора применяются к некоторым вопросам, которые ставит Габриэль Тупинамба в своей недавней книге «Желание психоанализа», и предполагается, что теоретизирование несет для аналитика самостоятельную аналитическую ценность.
Чтобы определить источник этого неоплатного, автор обращается к двум другим вопросам: что происходит в анализе? что является движущей силой анализа? Возможные ответы на них предлагаются с опорой на теории влечений и либидо Зигмунда Фрейда и Жака Лакана, а также на клинические идеи Феликса Гваттари. В этой теоретической рамке предпринимается попытка продемонстрировать, что, хотя деньги не лишены утилитарного смысла в анализе, из-за характера анализа в них сгущается его не-векторность: процесс анализа и приводящий его в движение дуализм влечения к жизни и к смерти не являются направленными (ни линейными, ни ризоматическими), но представляют собой бесконечный цикл взаимообусловленных операций в машине бессознательного, которую он запускает. В аналитическом процессе не только нет какого-то окончательного результата, но нет и вектора, который позволил бы расплатиться за анализ как за продолжающуюся услугу. В заключение наблюдения автора применяются к некоторым вопросам, которые ставит Габриэль Тупинамба в своей недавней книге «Желание психоанализа», и предполагается, что теоретизирование несет для аналитика самостоятельную аналитическую ценность.