СВЕЖИЙ НОМЕР

Непредставительная институция: к вопросу о положении анализантов в психоаналитических сообществах

Ключевые слова: Зигмунд Фрейд; клиника; анализант; психоаналитическое сообщество.
С тех пор как Зигмунд Фрейд принял решение о необходимости учреждения психоаналитической институции как представительного органа психоаналитической теории и клиники, психоанализ, как правило, не предпринимал изучение собственной институциональности и не проблематизировал само свое существование в форме психоаналитических сообществ. Одной из причин уклонения от этого вопроса является историческое положение тех, кто получает анализ, поскольку они подвергаются исключению. Обозначаясь в качестве «анализантов» и выступая в осуществлении анализа «партнерами» аналитиков, они в то же время не признаются элементом психоаналитического сообщества. Этот отказ в признании обосновывается со стороны самого психоанализа в качестве меры, обеспечивающей сохранение анализа как эксклюзивной профессиональной практики.
Таким образом, в основе образования психоаналитических сообществ лежит особый психодинамический фактор: тревога Фрейда, полагавшего, что психоанализ может сохранять свое существование только благодаря постоянно принимаемым мерам по очищению психоаналитического профессионального поля и устранению любых посторонних анализу компонентов. Предпринимая учреждение психоаналитического сообщества, Фрейд не был уверен в доброкачественности этой формы, ожидая лишь, что она окажется способной поддерживать режим необходимого дисциплинарного размежевания. При этом дальнейшее институциональное существование психоанализа в форме сообществ обнаруживает, что процедуры внешнего размежевания порождают ряд процессов внутри самих сообществ, выступая причиной их постоянной дестабилизации и подверженности их членов различным формам нарушения коллегиальности. Впервые открыто привлекая внимание к этим нарушениям, книга Габриэля Тупинамба ставит вопрос о положении будущих аналитиков, проходящих дидактический анализ, который мы полагаем неполным и требующим радикализации в форме вопроса о степени принадлежности психоаналитическому сообществу любого, кто проходит свой анализ.