СВЕЖИЙ НОМЕР

Сообщество, ничего не желающее о себе знать: о книге Габриэля Тупинамба «Желание психоанализа»

Ключевые слова: Габриэль Тупинамба; «Желание психоана- лиза»; Жак Лакан; психоаналитические институции; клинические сообщества; фрейдомарксизм.
В предварении к номеру «Логоса», посвященному дискуссии вокруг работы Габриэля Тупинамба «Желание психоанализа», редактор-составитель обращается к вопросу проблематичного существования психоаналитических институций. Предполагается, что психоаналитики пользуются возможностями нахождения в профессиональных сообществах с целью расширения опыта и приобретения разнообразных благоприятных влияний на свою практику. В реальности институциональные пространства (психоаналитические ассоциации, школы, объединения специалистов) выступают в роли малой политической сцены. Беспрецедентный уровень конфликтности, поддерживаемый на ней, подкрепляется самим режимом институционального управления. Фактически это приводит к тому, что институциональные пространства используются аналитиками для психических отреагирований, находящихся для них под запретом как в клинике, так и во взаимодействии с представителями других дисциплин. Само функционирование аналитика в институциях, представляющих собой официальный фасад аналитической дисциплины, парадоксальным образом остается наиболее затемненной стороной происходящегов психоанализе. Это внутреннее умолчание также поддерживается извне интеллектуалами, которые задействуют психоаналитическое знание для производства собственных теоретических построений. При этом общий социально-критический фон, на котором подобный интеллектуал обычно функционирует, не содействует постановке обстоятельств институционального функционирования психоанализа под вопрос. Исследователи-неклиницисты производят обратное, заимствуя теорию и аппарат психоанализа для того, чтобы обосновать проект определенного политического будущего для «общества в целом». Именно в этом ключе производится теория, сополагающая психоанализ с философской мыслью, начиная с основных представителей фрейдомарксизма и заканчивая современными «лакановскими левыми». Работа Тупинамба, сконцентрированная исключительно вокруг вопросов устройства сообществ психоаналитиков, представляет собой редкое исключение из сложившейся традиции.