СВЕЖИЙ НОМЕР

Различить добро и зло. Оппозиция Шеллинга и Гегеля как ось современного этического поля

Ключевые слова: Cogito; зло и добро; scholastic fallacy; основа и существование; дух; смерть Бога; борьба за господство; познание; свобода.

В фокусе исследования — проблема различения добра и зла, обострившаяся с ХХ века. Исследование теоретической эволюции этой проблемы позволило обнаружить найденный Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем подход, не задействованный в современных попытках ее разработки. После экспозиции проблемы автор показывает невозможность найти выход из нее, оставаясь в рамках кантовской постановки, которая продолжает доминировать и сегодня. Это мотивирует обращение к подходам, критически преодолевающим кантианство, прежде всего подходам Шеллинга и Гегеля. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг связывает действительность
зла со свободой человека, высшей потенцией самоволения тварного бытия, в которой его воля потенциально совпадет с божественной. Это порождает конфликт, поскольку центральное место актуальной универсальности может занять только Бог, тварная же самость должна отказаться от себя, превратившись в часть универсальной воли. В этом противостоянии Шеллинг видит для сторон только две возможности: подчинить или подчиниться. Поэтому добром оказывается подчиняющая стратегия самости нетварной, тогда как злом — та же самая стратегия самости тварной, но не обеспеченная силой и потому обреченная проиграть. При таких именно диспозициях зло и становится неотличимым от добра. Этой стратегии, которая у Гегеля оказывается злом, Гегель противопоставляет новую возможность: оставить центральное место пустым, что означает отказ от господства, но не от самости, как со стороны Бога, который благодаря этому становится духом (общины), так и каждого индивида, становящегося свободным не подчиняя, нопризнавая свободу другого. В заключение гегелевская находка проверяется на релевантность современной ситуации.