СВЕЖИЙ НОМЕР

Образ-исправление

Ключевые слова: Жиль Делёз; Кристофер Боэ; Хон Сан-су; темпоральность; ти-джеинг; образ-движение; образ-время
В статье предпринимается попытка выявить новый тип отношения ко времени, появляющийся в кинематографе последних десятилетий и связанный с презентацией процесса изменения прошлого и перемещения героя в альтернативный темпоральный ряд, причем прошлое с его событиями подвергается оптимизирующему исправлению. Центральным объектом анализа выступают фильмы Кристофера Боэ и Хон Сан-су, однако выявляемый здесь новый модус отношения к прошлому прослеживается также и в популярном кинематографе. Особое внимание уделяется изменению репрезентации манипулирования с прошлым в научно-фантастическом кинематографе.
Рассмотрение «странных» фильмов последних десятилетий в более широком историческом контексте и их сравнение с предшествующими попытками репрезентации альтернативных версий реальности (например, с фильмами Акиры Куросавы и Алена Рене), позволяет выявить «неразмещаемость» как главную характеристику нового вида кино, когда изменение прошлого не размещается в сознании героев, не представлено как субъективная интерпретация реальности и не отнесено в область фантастического и фикционального. Оно представляется как онтологически реальный факт, имеющий дело в повседневной действительности. Типология образа, разработанная Жилем Делёзом в его книге о кино, и поставленный им вопрос о третьем типа образа, делают возможным создать понятие «образа-исправления», объединяющего рассматриваемые явления. Будучи альтернативой как «образу-движению», так и «образу-времени», «образ-исправление» характеризует новую эпоху в истории кино и создает условия для ее ретроактивного пересмотра как истории «исправляющего манипулирования временем».