СВЕЖИЙ НОМЕР

Прибытие поезда в страну Энотрию: конструирование истинной формы жизни в кинематографе Отара Иоселиани

Ключевые слова: Иоселиани; Энотрия; идиорритмия; консерватизм; утопия; классовая борьба; форма жизни
В статье предлагается социально-философское осмысление кинематографа Отара Иоселиани. Высказывается тезис, что ключевой темой фильмов режиссера выступает конструирование некой истинной формы жизни человеческих сообществ. Эта форма жизни может существовать в рамках как социализма, так и капитализма, и при этом качественно отличается от обоих. Пространство, в котором она реализуется, обозначается в статье как Энотрия («страна вина», как древние греки называли Южную Италию). Образ «страны вина» возникает при просмотре многих фильмов Иоселиани, а его фильм 1999 года Adieu, plancher des vaches! даже получил в российском прокате название «Истина в вине». Образ жизни населения этой страны рассматривается по аналогии с понятием «идиорритмии», анализу которого Ролан Барт посвятил свой курс в Коллеж де Франс 1976–1977 годов.
Иоселиани выявляет утопию, которая имманентна существующему общественному порядку. Открытым, однако, остается вопрос о том, в какой мере такая утопия проблематизирует, а не поддерживает этот порядок, поскольку, как показал Алексей Цветков в своей книге «Синемарксизм», она часто базируется на романтизации прошлого. Тем не менее, как показано в статье, эта утопия не сводится целиком к консервативной позиции. Так, в последнем на сегодня фильме Иоселиани «Зимняя песня» (2015) настойчиво звучит тема классовой борьбы. Образы этого фильма обнаруживают неожиданное сходство с содержанием заметок Фридриха Энгельса о его путешествии из Парижа в Берн.