Темная антропология и ее другие: судьба теории после 1980-х годов
Ключевые слова:
антропологическая теория; неолиберализм; Карл Маркс; Мишель Фуко; благополучие; мораль; критика; сопротивление
В статье рассматриваются несколько направлений в антропологии, возникших в начале 1980-х годов на фоне подъема неолиберализма как одновременно экономической и правительной формации. Эти направления описываются как кластер трех пересекающихся исследовательских областей: первая связана с возникновением того, что автор называет «темной антропологией», включая как теорию, так и этнографию; вторая охватывает «антропологии блага», диалектически связанные с исследованиями в области темной антропологии; третья область включает в себя повторное возникновение исследований «сопротивления», которые на правах зонтичного термина охватывают ряд новых критических этнографических и теоретических исследований.
Рассматривая первую область, область «темной антропологии», автор поясняет, что речь идет об антропологии, фокусирующейся на неприглядных сторонах социальной жизни (власти, господстве, неравенстве и подавлении), равно как и на субъективном восприятии этих сторон в форме депрессии и безнадежности. При этом среди «темных антропологов» автор выделяет два основных типа исследователей — рассматривающих неолиберализм как экономическую систему, и тех, кто видит в нем прежде всего особого рода правительность. Во вторую область, область «антропологии блага», автор включает исследования как «благой жизни» и «счастья», так и морали и этики. Исследователи, представляющие данную область, интересуются тем, как в условиях тьмы неолиберализма сообщества людей могут вести осмысленное существование и создавать проекты лучшей жизни. В заключение автор рассматривает третью область, которую можно считать новым видом антропологии блага, а именно новые направления в антропологии критики, сопротивления и активизма. Особое внимание среди данных работ уделяется проектам, которые предполагают деятельное соучастие исследователя, то есть «активистской антропологии».
Рассматривая первую область, область «темной антропологии», автор поясняет, что речь идет об антропологии, фокусирующейся на неприглядных сторонах социальной жизни (власти, господстве, неравенстве и подавлении), равно как и на субъективном восприятии этих сторон в форме депрессии и безнадежности. При этом среди «темных антропологов» автор выделяет два основных типа исследователей — рассматривающих неолиберализм как экономическую систему, и тех, кто видит в нем прежде всего особого рода правительность. Во вторую область, область «антропологии блага», автор включает исследования как «благой жизни» и «счастья», так и морали и этики. Исследователи, представляющие данную область, интересуются тем, как в условиях тьмы неолиберализма сообщества людей могут вести осмысленное существование и создавать проекты лучшей жизни. В заключение автор рассматривает третью область, которую можно считать новым видом антропологии блага, а именно новые направления в антропологии критики, сопротивления и активизма. Особое внимание среди данных работ уделяется проектам, которые предполагают деятельное соучастие исследователя, то есть «активистской антропологии».