СВЕЖИЙ НОМЕР

Документальный жанр / реализм: биополитика, права человека и образ «правды» в современном искусстве

Ключевые слова: биополитика; верите; документальный жанр; фотография; права человека; образ правды; «Документа-11»; политика и поэтика; этика и эстетика.
Статья посвящена проникновению документального жанра в пространство современного искусства, которое автор рассматривает с точки зрения дискуссий о взаимоотношениях между этикой и эстетикой, политикой и поэтикой. Окви отмечает фундаментальные изменения в обществе, где отношения между различными политическими и культурными деятелями более не определяются классовой борьбой, но концентрируются вокруг прав человека. Автор демонстрирует, каким образом в сфере современного искусства установились нормы биополитики, для которой ключевым является исследование значения жизни, этической и правовой неприкосновенности человека в условиях глобальных экономических и политических изменений мировой системы. Именно биополитика, превратившая этику в важный критерий наших взаимоотношений с миром, определяет документальный жанр как новый способ художественного осмысления реальности. Статья основывается на анализе выставки «Документа-11», куратором которой выступил автор. Выставка вызвала неоднозначную реакцию критического сообщества как раз потому, что обозначила кульминацию в развитии того современного искусства, где документальная форма превратилась в основной художественный язык. Окви обращается к целому комплексу трудноразрешимых проблем, связанных с документальной фотографией, видео и кино. Главное противоречие кроется в позиции относительно зонтаговской идеи «этики просмотра», то есть способности зрителя раскодировать документальное изображение, считывать его субъективные свойства и соотносить их с представлениями о правдивости изображения и собственно реальностью. Главный вопрос для автора — причины интереса художников и создателей образов к реальности и изображению повседневной жизни, а также воздействие реальности на сознание современного человека.