СВЕЖИЙ НОМЕР

Поворотный момент

Ключевые слова: образование; кураторское дело; Болонская система; производство знания.
Статья посвящена образованию в самом широком смысле. Автор предпринимает анализ современных механизмов образования в контексте кураторских практик. В статье рассматривают два масштабных художественных и исследовательских проекта, проведение которых совпало с горячими спорами относительно введения в Европе Болонской системы. Рогофф говорит о необходимости «поворота», который существенно поменял бы наши представления о возможностях образования. Она рассматривает систему «академии» как модель «бытия в мире», то есть как пространства для эксперимента и исследования, принципы функционирования которого нужно распространить на разные сферы жизни. Основным вопросом для автора является то, каким образом музей, университет, художественная школа могут выйти за рамки своих сегодняшних функций. Ключевое место в размышлениях Рогофф занимает музей как одно из пространств, где возможно осуществить образовательный «поворот». Однако она подчеркивает, что недовольство сообщества Болонской системой привело к появлению множества самоорганизованных форумов за пределами институций, а также самостоятельных инициатив внутри них. Рогофф определяет два термина, с помощью которых предлагает рассматривать новые условия образования. Это «потенциал», обозначающий возможность действовать, несводимую к простому умению. И «актуализация», которая подразумевает, что определенные значения и возможности, заключенные в предметах, ситуациях, личностях и конкретных местах, обладают потенциалом к «высвобождению». В результате образование рассматривается как платформа, способная распознать определенные политические убеждения вовлеченных в нее людей и стать основой для формирования общности.