СВЕЖИЙ НОМЕР

Большой стиль Сталина: Gesamtkunstwerk als Industriepalast

Ключевые слова: Борис Гройс; Ханс Зедльмайр; тоталитарное искусство сталинизма; русский авангард; большой стиль; советская индустриализация.
Статья посвящена одной из наиболее авторитетных интерпретаций культуры СССР эпохи Сталина (1920–1950‑е годы) как «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk), отражающего тоталитарные претензии коммунизма и в то же самое время — всеохватные амбиции русского и советского авангардных течений, которые принимали активное участие в формировании культурной политики большевиков и советской власти. Автор предлагает исследовать подобного рода истолкование, которое, в частности, было выдвинуто почти два десятилетия назад Борисом Гройсом, в контексте генезиса авангарда и модерна, начиная с первых доктрин модерной тотальности у Рихарда Вагнера (в концепции «синтетического искусства»), в архитектуре модерна и практике индустриализма. Он выдвигает гипотезу, что интерпретация Гройса во многом основывается на трудах Ханса Зедльмайра, пускай и расходится с ними в некоторых существенных аспектах (чему он уделяет особое внимание). Обращаясь в целях прояснения к зедльмайровской теории «утраты середины», автор надеется придать интерпретации не только публицистическое, но и историческое в строгом смысле этого слова измерение. В таком контексте образом тотальности становится фабрика, которая рассматривается им как историческая форма реализации культурного мифа Вавилонской башни. По мнению автора, данный образ помогает понять искусство эпохи Сталина и сталинизм в целом в качестве частного случая западного индустриализма и индустриальной тотальности.