СВЕЖИЙ НОМЕР

Сила воли или сила обстоятельств? Луи Антуан Сен-Жюст и архетипы мировоззрения революционера

Ключевые слова: Французская революция; террор; монтаньяры; революционное мышление; диктатура справедливости.
В статье рассматривается проблема архетипов сознания революционера. Французская революция стала явлением не только социально-политического, но и нравственного и идеологического порядка; она сформировала новый тип человека с новым образом мышления. В качестве примера такого мышления взят Луи Антуан Сен-Жюст, один из выдающихся деятелей эпохи террора. Ранее в историографии он не рассматривался как архетип революционера — и отечественная, и французская исторические школы предпочитали сосредоточиться на его политической идеологии, которая на самом деле представляет собой всего лишь переосмысление парадигмы Просвещения. Однако автор полагает, что гораздо более продуктивным и далекоидущим с точки зрения историко-философского анализа будет изучение именно феномена зарождения революционного мышления, формирования психологического типа революционера на основе примера Сен-Жюста. Этот архетип может быть распространен и на деятелей революции последующих эпох — не случайно в одном из разделов статьи автор проводит сравнение идей и риторики Сен-Жюста и знаменитого «Катехизиса революционера» Сергея Нечаева. В выступлениях и трактатах Сен-Жюста отражены нравственные ориентиры революционера, его представления о личных и социальных добродетелях и идеалах, его проект нового общества, в котором ведущая роль отводилась личностным качествам индивида, оказывающим воздействие на его политическое поведение. Особенностью мышления революционера является поляризация мира, его деление на врага республики и верного гражданина, отрицание компромисса и нацеленность на будущее. Отмечены такие стереотипы революционной логики, как создание и пропаганда образа врага, понятие о диктатуре справедливости, особое понимание снисходительности не как акта милосердия, а как преступления, цель которого — оправдание врага республики. Сен-Жюст сформировал ясный и прагматичный план переустройства общества и обозначил поведенческие и нравственные черты индивида, которые должны доминировать в этом обществе.