ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Maiatsky Michail

Маяцкий Михаил

Маяцкий Михаил Александрович (род. в 1960 г.) изучал историю и философию в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Москве. Работал в университетах Фрибурга и Лозанны. В настоящее время преподает в ГУ-ВШЭ. Античной философии посвящены его работы: «Платон, мыслитель визуальности» (Париж, 2005), «Спор о Платоне: Круг Штефана Георге и немецкий университет» (2011).

Публикации

К археологии нынешних и будущих практик освоения философского текста: античный комментарий / Логос. 2015. № 6 (108). С. 1-21
Аннотация:  История философии нередко абстрагируется от исследования конкретных материальных практик работы (одних философов) над текстом (других). Между тем и в этом мы, вероятно, являемся наследниками длительной традиции. Под комментарием в широком смысле в литературе понимается вся деятельность читателя-толкователя вокруг «текста-объекта»: от маргиналий до самостоятельных книг. Его предком являются греческие hupomnêmata, «памятки» на полях изучаемого текста, будь то свитки или книги. От толкования сначала только трудных мест жанр развился в сторону сквозного, или построчного, комментария. В отличие от монографий (и другой «вторичной литературы»), посвященных исследованию изначальных текстов, комментарий нацелен не на смысл, а на текст (откуда многовековая тяжба между филологическим и философским комментариями), а также стремится к «нулевой степени» риторики, заведомо ограничиваясь ролью обслуживания изначального текста. Чтобы стать объектом комментария, текст должен быть не только достаточно сложным и непонятным, но и авторитетным. Комментарий является одновременно следствием и причиной авторитета. И Платон, и особенно Аристотель спорадически занимались.комментированием, что способствовало престижу самого жанра. Комментирование их самих стало на долгие века основным содержанием философствования и преподавания философии. Аристотелева «Поэтика» стала методологическим манифестом для александрийской школы, апофеозом не только античной тяекстологии и филологии, но и методологии комментария. Комментарий является, возможно, жанром неуниверсальным (некоторые считают, что англоязычная аналитическая философия слишком ясна и слишком антиавторитетна / авторитарна, чтобы нуждаться в комментировании) и невечным. Во всяком случае переход от бумаги к Сети, породив новые возможности для обогащения, дифференциации и упорядочивания комментариев, ставит нас перед необходимостью заново осмыслить цели, принципы и методы комментирования.
Ключевые слова:  освоение текста; комментарий; маргиналии; преподавание философии; платонизм; перипатетическая традиция; Александрийская филология
Оtium для никого? / Логос. 2015. № 3 (105). С. 46-50
Аннотация:  _
Ключевые слова:  досуг
Освобождение от труда, безусловное пособие и глупая воля / Логос. 2015. № 3 (105). С. 72-87
Аннотация:  Статья подходит к анализу безусловного основного дохода, или пособия, с точки зрения феномена акрасии (греч. akratia/ akrateia, лат. incontinentia), который, начиная по меньшей мере с софистов, привлекает внимание философов и моралистов. С акратическим поведением мы имеем дело в тех случаях, когда человек знает (или информирован) о том, что определенное действие в данной ситуации предпочтительно, и тем не менее совершает противоположное (или другое). За две с лишним тысячи лет ситуация изменилась; например, диверсифицировался смысл «блага». Автор подходит к безусловному пособию социально-психологически, задаваясь вопросами: как бенефициар пособия его воспримет? как истолкует ожидания, предъявляемые ему обществом взамен на пособие? Есть две основные теоретические версии безусловного пособия: 1) от бенефициара эксплицитно ожидается некое позитивное, или конструктивное, поведение; 2) подчеркивается безусловный характер пособия, которое не является ни наградой, ни авансом. В первом случае велик соблазн акрасии, во втором — имплицитно подразумевается одно условие, которое и делает всю затею утопичной: свободная деятельность не должна ни под каким предлогом иметь в качестве цели или горизонта капиталистические отношения (Андре Горц). Автор предполагает, однако, что труд по-прежнему является «поставщиком смысла» для миллионов людей, a капитализируемые умения и навыки еще во многом пересекаются с тем, которые вменяются «свободной деятельности». Многие из этих миллионов окажутся невооруженными перед резким переходом от труда к деятельности, который снабдит их лишь аттестатом социальной незрелости.
Ключевые слова:  акрасия; безусловное пособие; безработица; труд; свободная деятельность
Сторителлинг: от Шахерезады к Племяннику Фрейда / Логос. 2015. № 3 (105). С. 177-178
Аннотация:  _
Ключевые слова:  сторителлинг
От редакции. Бог цифру любит / Логос. 2015. № 2 (104). С. 12-13
Аннотация:  _
Ключевые слова:  Digital Humanities
Изучать человека, оставаясь им (Guy Thuillier. Introduction au métier de l’historien) / Логос. 2015. № 1 (103). С. 298-310
Аннотация:  Рецензия на: Guy Thuillier. Introduction au métier de l’historien. I. L’histoire entre le rêve et la raison. P.: Économica, 1998. — 876 p. II. La pratique de l’histoire. P.: Économica, 2013. — 870 p.
Ключевые слова:  история
К истории денацификации Платона в послевоенной Германии / Логос. 2012. № 6 (90). С. 29-41
Аннотация:  В статье освещается вопрос о различных типах постнацистской рецепции Платона в Германии. Согласно автору, «денацификация Платона» была осложнена выходом книги Карла Поппера «Открытое общество и его враги» (Т. I. «Чары Платона». 1945). В попперовской либеральной
критике политического платонизма Платону дается интерпретация, отличная от нацистской только знаком. В статье анализируются различные программы денацификации: полное отвержение нацистского/тоталитарного толкования политии; истолкование платоновской критики демократии как попытки ее совершенствования; реабилитация платоновской политии, выигрывавшей в сравнении с тоталитарными режимами ХХ века;
обвинение либеральной критики в том, что она под видом Платона критикует современное меритократическое (= аристократическое) общество. Господствующее сегодня прочтение Платона заменило тоталитарное герменевтическое насилие обратным: Платон предстает певцом диалога и убеждения (vs принуждение), провозвестником парламентской
демократии.

Ключевые слова:  рецепция, денацификация, герменевтическое насилие, утопия, реабилитация.
Университет называется / Логос. 2013. № 1 (91). С. 4-17
Аннотация:  Автор статьи исходит из бессмысленности выбирать среди имевших-
ся исторических моделей университета. Гораздо важнее выяснить, что
происходит сегодня со знанием и какое это может иметь отношение
к университету. Очевидно, что сеть и современные коммуникации
влияют на характер знания и отношение к нему. Закат государства озна-
чает смену главного партнера университета, заказчика науки. Теперь им
становится единичный потребитель. Он определяет user-friendly фор-
му и содержание знания. Желания потребителя стремится удовлетво-
рить университетское чиновничество-менеджерство. Сегодня именно
оно, а не исследователи-преподаватели воплощает университет. Тенден-
ции эволюции знания и университета на Западе и в России сходны (Бо-
лонская реформа как реализация менеджерского поворота), несмотря
на гигантские различия в размахе коррупции и плагиата.

Ключевые слова:  знание, университет, потребитель, менеджерский поворот, со- циальное конструирование невежества.
Непереводимости реальные и воображаемые. Листая «Европейский словарь философий: лексикон непереводимостей» под ред. Б. Кассен (2004) / Логос. 2011. № 5-6 (84). С. 13-21
Аннотация:  Рассматривая уникальный и весьма полезный «Европейский словарь философий: лексикон непереводимостей» под редакцией Б. Кассен, автор указывает на некоторые теоретические изъяны этого масштабного философсколексикографического исследования. Многие приведенные здесь феномены (непонимание, переинтерпретация, продуктивное искажение и пр.) не свойственны только переводу, а широко распространены и во внутри(одно) языковом философском обиходе. Подробнее остановившись на статьях, посвященных русской философии, автор выявляет их подспудные мифы и идеологемы.
Ключевые слова:  непереводимость, интерпретация, искажение, межкультурные связи
Непереводимости реальные и воображаемые. Листая «Европейский словарь философий: лексикон непереводимостей» под ред. Б. Кассен/ Логос. 2011. № 5-6 (84).
Аннотация:  Рассматривая уникальный и весьма полезный «Европейский словарь фило- софий: лексикон непереводимостей» под редакцией Б. Кассен, автор указы- вает на некоторые теоретические изъяны этого масштабного философско- лексикографического исследования. Многие приведенные здесь феноме- ны (непонимание, переинтерпретация, продуктивное искажение и пр.) не свойственны только переводу, а широко распространены и во внутри(одно) языковом философском обиходе. Подробнее остановившись на статьях, посвященных русской философии, автор выявляет их подспудные мифы и идеологемы.
Ключевые слова:  непереводимость, интерпретация, искажение, межкуль- турные связи.
Сократ-экономист, или К политэкономии дружбы / Логос. 2011. № 4 (83). С. 120-130
Аннотация:  Статья посвящена редко затрагиваемой теме экономических взглядов Сократа. Источником для наших представлений о них служат сократические работы Ксенофонта (больше, чем Платона). Сократ считает бесполезным отрывать вопрос о выгоде от вопроса о пользе, в свою очередь связанной с благом. Вопреки привычному взгляду на него как на бедняка и бессеребренника,
Сократ рассматривает и свое философское общение, и дружбу в контексте обмена услугами, без которого не мыслит социальность.

Ключевые слова:  Платон; Сократ; Ксенофонт; экономика; дружба; обмен; сообщество; идея Блага
Akrasia in Greek Philosophy / Логос. 2011. № 4 (83). С. 193-199
Аннотация:  Рецензия на: Akrasia in Greek Philosophy / Ed. by C. Bobonich, P. Destrée. Leiden, Boston: Brill, 2007 (= Philosophia Antiqua, Vol. 106)
Ключевые слова:  античная философия
Европа и ее мыслительная мускулатура: вопрос упражнения? / Логос. 2012. № 4 (88). С. 109-120
Аннотация:  _
Ключевые слова:  _

Maiatsky Michail

Professor, School of Cultural Studies, Faculty of Humanities, National Research University Higher School of Economics (HSE). Address: 21/4 Staraya Basmannaya str., 105066 Moscow, Russia. E-mail: mmaiatsky@gmail.com.

Публикации

As Long as They Call It University / Логос. 2016. № 7 (0). С. 3-16
Аннотация:  The author considers the pointlessness of choosing between historical models of university. Instead, he proposes to find what is happening to knowledge today and whether this is relevant for higher education. Obviously, the internet and modern commu¬nication technologies affect the character of knowledge and atti¬tudes towards it. The decline of the nation-state means a change of the principal partner and client of science. Now it is the indi¬vidual customer who determines user-friendly content and form of knowledge. University bureaucracy does its best to satisfy his desires. It is this bureaucracy, not scholars-professors, who embody university now. Current trends in knowledge and uni-versity are similar in Russia and in the West (the Bologna reform as a realization of the managerial turn), despite the high degree of corruption and plagiarism in the former.
Ключевые слова:  knowledge; university; customer; managerial turn; social construction of ignorance
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко