ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Dubilet Alex

Дубилет Алексей

Приглашенный исследователь, факультет религиоведения, Университет Вандербильта Адрес: 301A Garland Hall, 37235 Nashville, TN, USA. E-mail: aleksey.dubilet@vanderbilt.edu.

Публикации

Спекуляция и бесконечная жизнь: критика конечного у Гегеля и Экхарта / Логос. 2016. № 2 (111). С. 55-80
Аннотация:  Статья обращается к философии Гегеля и ее близости к мысли Майстера Экхарта, чтобы исследовать возможность спекулятивно-утвердительного отношения между философией и религией. Будучи рассмотренными вместе, эти два мыслителя намечают траекторию преодоления одной из характерных для континентальной философии последнего времени бинарностей, а именно: противоположности между атеистической защитой философии и секулярно-философской эгологической субъективности, с одной стороны, и утверждением главенства трансцендентности и инаковости на квазитеологический манер — с другой. Мысль Гегеля и Экхарта показывает, что эта бинарность заслоняет иную, третью возможность — уничтожение субъекта в целях утверждения спекулятивной и бесконечной имманентности. Используя различные дискурсивные пространства и теоретические словари, и Гегель, и Экхарт предлагают уничтожить субъект как то место, с которого в первую очередь и может начинаться трансцендентность. Кроме того, Бог не является для них именем, которое нужно отрицать во имя атеизма или защищать в целях теологической критики секулярного. Бог при таком прочтении становится именем самой возможности абсолютной десубъективации и самоопустошения субъекта, а также именем для процессов, уже не указующих ни на что трансцендентное, но утверждающих вместо этого безосновную имманентность жизни. Предлагаемая статья проблематизирует устоявшиеся концептуальные разделения, которые лежат в основании так называемого поворота к религии, прослеживая открывающуюся на примере Гегеля и Экхарта возможность демократизации мысли — демократизации, противостоящей как империализму секуляристских и атеистических дискурсов, так и попыткам возвращения теологии на (новую) позицию власти.
Ключевые слова:  спекуляция; конечность; жизнь; имманентность; негативная теология
Имманентность, конфликт и история: итальянская мысль Роберто Эспозито / Логос. 2014. № 3 (99). С. 289-294
Аннотация:  Рецензия на: Roberto Esposito. Living Thought: Origins and Actuality of Italian Philosophy / Z. Hanafi (trans.). Stanford: Stanford University Press, 2012. — 296 p.
Ключевые слова:  итальянская философия

Dubilet Alex

Lecturer, Departments of English and Political Science, Vanderbilt University. Address: 323 Commons Center, 230 Appleton Pl, Nashville, TN 37203, USA. E-mail: aleksey.dubilet@vanderbilt.edu

Публикации

Speculation and Infinite Life: Hegel and Meister Eckhart on the Critique of Finitude / Логос. 2016. № 8 (0). С. 49-70
Аннотация:  The paper turns to the thought of G.W. F. Hegel and its convergence with Meister Eckhart’s thought in order to explore the possibility of a speculative and affirmative relationship between philosophy and religion. It argues that these thinkers, taken together, offer a possible way of rejecting one of the binary structures prevalent in recent continental philosophy, namely the division between an atheistic defense of philosophy and its (secular) egological subjects on one hand, and the affirmation of the primacy of transcendence and alterity (in a quasitheological vein) on the other hand. Hegel’s and Eckhart’s works suggest that such binaries foreclose a third possibility of annihilating the subject as a way to affirm a speculative and infinite immanence. Utilizing different discursive spaces and theoretical vocabularies, Hegel and Eckhart propose to annihilate the subject as the site from which transcendence could be affirmed in the first place. Moreover, here, God no longer functions as a name against which to struggle in the name of atheism, or one to uphold for a theological critique of the secular. Rather, it becomes the name for the possibility of absolute desubjectivation, of self-emptying and annihilating the subject— processes that are no longer open to transcendence, but reveal the ungrounded immanence of life. In tracing these logics, this paper questions the dominant distribution of concepts structuring the recent turn to religion in continental philosophy, and suggests one possibility for the democratization of thought that would dislocate the imperialism of secular and atheistic discourses without elevating theology to a renewed position of power.
Ключевые слова:  Hegel; speculation; finitude; life; immanence; negative theology
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко