ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Щербакова Екатерина

Щербакова Екатерина

MA in Cultural Studies, Curator at La Box gallery at the Higher National School of Arts in Bourges. Address: 9 Rue Édouard-Branly, 18006 Bourges, France. E-mail: shcherbakova.k@gmail.com.

Публикации

Харальд Зееман: такой же первооткрыватель, как и все мы / Логос. 2015. № 5 (107). С. 33-52
Аннотация:  Статья предлагает рассмотреть возникновение методологии кураторства современного искусства на основании профессиональных практик Харальда Зеемана. Зееман является одним из основателей профессии независимого куратора как самостоятельной институционализированной единицы, концептологом и автором выставочного проекта. Биографическая статья предлагает обзор фундаментальных проектов: «Когда отношения становятся формой» (1969), «Документа-5» (1972), «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и все мы» (1974), «Целибатные машины» (1975), определивших кураторскую практику как художественный жест. Профессия куратора как автора экспозиции имеет в своей сути отсылку к практикам театральной режиссуры: кураторский проект разворачивает драматургию выставки внутри и вне физического пространства, основываясь на художественных произведениях как частях и героях повествования. «Агентство духовного гастарбайтерства », организация, состоящая из одного сотрудника — непосредственно Харальда Зеемана, является примером институционализации самого себя, выделением профессии независимого куратора и ее противопоставлением деятельности музейного хранителя. Кроме того, метафоричное использование такой организационной формы, как агентство, неизбежно акцентирует внимание на вопросе производства культурных и интеллектуальных смыслов. Другими словами, возникновениеагентства утверждает его единственного сотрудника в качестве производителя смыслов. Агентство и другая фундаментальная концепция творчества Зеемана — «Музей обсессий» (проект, никогда не воплощенный в конкретной выставочной форме) — являются инструментами мифологизации и институционализации фигуры их основателя и автора. Последний, в свою очередь, утверждает свою способность превращать «неискусство» в искусство и «нехудожника» в художника, как, например, в выставке объектов и документов «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и все мы» (Берн, 1974), посвященной деду куратора, парикмахеру по профессии. Власть, творческий жест, самоинституционализация, творческая и интеллектуальная деятельность как производство — основные характеристики независимого кураторства современного искусства, рассматриваемые в статье на примере профессиональной биографии Харальда Зеемана.
Ключевые слова:  кураторство; независимый куратор; Харальд Зееман; современное искусство; выставка
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко