ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Чернявская Юлия

Чернявская Юлия

Профессор, факультет культурологии и социокультурной деятельности, Белорусский государственный университет культуры и искусств (БГУКИ). Адрес: 220007, Минск, ул. Рабкоровская, 17. E-mail: yvch@of.by.

Публикации

Советское как детское: опыт двора / Логос. 2017. № 5 (120). С. 219-240
Аннотация:  Государство как результат высших указаний и низовых привычек — это консенсус явного и неявного, личного и общего, внутреннего и внешнего, новаций и традиции. Советская власть считала одной из главных своих целей создание нового человека: на это и был направлен процесс воспитания советского ребенка, происходящий не только на уровне прямых требований и запретов, но и на контекстуальном уровне повседневности. Статья основывается на концепции «центр — периферия», на том, каким образом они, а также бытие СССР и мира в целом осваиваиваются детской повседневностью. Анализ базируется на детском фольклоре (игры, считалки и т. д.). Категория детства — одна из констант советского габитуса, придававшая устойчивость обществу. В статье прослеживаются игровые пути, которыми ребенок усваивал и адаптировал советские и досоветские вошедшие в обиход практики, события истории и советскую идеологию в целом. Анализ практик показывает, что ребенок усваивает идеологию путем не только официального, но также неофициального дискурса. Детский дискурс объединяет сказку, шутку, пропаганду и советскую реальность. В сознании ребенка все они подтверждают друг друга. Потому мир советского ребенка есть оптимистический мир. Основные детские модели принадлежности к советскому целому, которые вырабатывались в игровом пространстве двора, таковы: адаптация общественных интересов как к себе, так и к колебаниям времени, течений, моды; обретение безопасности путем риторики всесилия; жертва собственным благом ради утверждения высшего, гармоничного миропорядка.
Ключевые слова:  Советский Союз; идеология; повседневные социальные конвенции; социокультурный ландшафт советского двора; детские игры и считалки; война; образ врага

Чернявская Юлия

Профессор, факультет культурологии и социокультурной деятельности, Белорусский государственный университет культуры и искусств (БГУКИ). Адрес: 220007, Минск, ул. Рабкоровская, 17. E-mail: yvch@of.by.

Публикации

Советское как детское: опыт двора / Логос. 2017. № 5 (120). С. 219-240
Аннотация:  Государство как результат высших указаний и низовых привычек — это консенсус явного и неявного, личного и общего, внутреннего и внешнего, новаций и традиции. Советская власть считала одной из главных своих целей создание нового человека: на это и был направлен процесс воспитания советского ребенка, происходящий не только на уровне прямых требований и запретов, но и на контекстуальном уровне повседневности. Статья основывается на концепции «центр — периферия», на том, каким образом они, а также бытие СССР и мира в целом осваиваиваются детской повседневностью. Анализ базируется на детском фольклоре (игры, считалки и т. д.). Категория детства — одна из констант советского габитуса, придававшая устойчивость обществу. В статье прослеживаются игровые пути, которыми ребенок усваивал и адаптировал советские и досоветские вошедшие в обиход практики, события истории и советскую идеологию в целом. Анализ практик показывает, что ребенок усваивает идеологию путем не только официального, но также неофициального дискурса. Детский дискурс объединяет сказку, шутку, пропаганду и советскую реальность. В сознании ребенка все они подтверждают друг друга. Потому мир советского ребенка есть оптимистический мир. Основные детские модели принадлежности к советскому целому, которые вырабатывались в игровом пространстве двора, таковы: адаптация общественных интересов как к себе, так и к колебаниям времени, течений, моды; обретение безопасности путем риторики всесилия; жертва собственным благом ради утверждения высшего, гармоничного миропорядка.
Ключевые слова:  Советский Союз; идеология; повседневные социальные конвенции; социокультурный ландшафт советского двора; детские игры и считалки; война; образ врага
Все авторы

© 1991—2018 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко