ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Салин Алексей

Салин Алексей

Аспирант кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Адрес: 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр., 27, корп. 4. E-mail: alexsalin22@gmail.com.

Публикации

От феноменологии ужаса к феноменологии тревоги: Бибихин, Хайдеггер и преодоление корреляционизма / Логос. 2019. № 5 (132). С. 151-176
Аннотация:  Статья представляет собой попытку выстроить новую феноменологию, способную вернуть нас к самим вещам, как обещал своим ученикам Эдмунд Гуссерль. Такая феноменология стремится обнаружить и описать феномены, условия данности которых предполагают нарушение способности субъекта к представлению и поэтому позволяют созерцать то, что существует как радикально внешнее субъекту. Описание подобных феноменов открывает путь к преодолению корреляционизма изнутри. Тем самым данная феноменология движется в русле так называемого спекулятивного реализма. За отправную точку в статье взят проект феноменологии ужаса Дилана Тригга, которая страдает недостаточным концептуальным анализом ужасающих феноменов. Для подробного концептуального анализа ужасающих феноменов в статье использовано понятие насыщенного феномена Жана-Люка Мариона. Помимо феноменологии ужаса статья также утверждает возможность преодоления корреляционизма через анализ аффекта тревоги. Феноменологическое отличие тревоги от ужаса демонстрируется с помощью критического анализа перевода Владимиром Бибихиным «Бытия и времени» Мартина Хайдеггера. В качестве основного тревожащего феномена анализируется феномен собственной смерти. Для концептуального анализа феномена собственной смерти в статье вводится новое понятие - «перверсивный феномен», которое дополняет предложенную Марионом классификацию всех возможных феноменов. Статья выстраивает концептуальную схему для описания аффектов ужаса и тревоги, дальнейший анализ которых позволит феноменологии перейти от жизни сознания к реальности-в-себе. В заключении делается вывод о том, какие явления современной культуры должны в первую очередь стать объектами реалистической феноменологии ужаса и тревоги.
Ключевые слова:  феноменология; спекулятивный реализм; корреляционизм; ужас; тревога; насыщенный феномен; перверсивный феномен.
Как упаковать жизненный мир в черный ящик: инструкция по сборке / Логос. 2018. № 5 (126). С. 137-168
Аннотация:  Статья посвящена детрансцендентализации феноменологического концепта жизненного мира, который̆ обозначает базовое, дотеоретическое, интерсубъективное знание. Прежде всего ставится задача построения такой̆ концепции, в которой̆ влияние материального фона на формирование жизненного мира признавалось бы решающим. Критическое рассмотрение феноменологии Дона Ай̆ди показало, что метод феноменологической̆ рефлексии не позволяет ухватить влияние технологий̆ на формирование жизненного мира, ограничиваясь лишь конечными моментами этого формирования. Отсюда следует необходимость использовать инструментарий̆ исследований̆ науки и технологий̆ (STS) для детрансцендентализации концепта жизненного мира. При этом детрансцендентализации подвергается концепт жизненного мира, представленный̆ в трудах Юргена Хабермаса, поскольку эта его версия в наибольшей̆ степени удовлетворяет методологическим требованиям STS и в наименьшей̆ - отягощена наследием феноменологии. Тем не менее и в хабермасовской̆ концепции жизненного мира обнаруживаются трансценденталистские предпосылки, связанные с различием целеориентированных дей̆ствий̆, с одной̆ стороны, и коммуникативных и стратегических дей̆ствий̆ - с другой̆. Это различие перестраивается с помощью использования методологического инструментария акторно-сетевой̆ теории (АСТ). Сначала выявляется схожесть понятия черных ящиков из АСТ с понятием жизненного мира у Юргена Хабермаса. Следующим шагом выстраивается концепция формирования жизненного мира, соответствующая методологическим требованиям АСТ. Ключевым понятием оказывается понятие переговоров, обозначающее в АСТ процесс построения черного ящика через склонение одним актором на свою сторону множества других акторов неопределенной̆ природы. В результате выстраивается новая теория коммуникации и жизненного мира, свободная от трансценденталистских предпосылок, подрывавших изнутри всякую концепцию жизненного мира - от гуссерлевской̆ до хабермасовской̆.
Ключевые слова:  жизненный мир; «черный ящик»; коммуникация; феноменология; исследования науки и технологий; акторно-сетевая теория.
К критике проекта геймификации / Логос. 2015. № 1 (103). С. 100-129
Аннотация:  В современных исследованиях компьютерных игр нет однозначного отношения к проекту геймификации. Целью данной статьи является критическое рассмотрение проекта геймификации с целью выработки такого отношения к этому проекту, которое он действительно заслуживал бы. Для достижения этой цели в данной статье будут совершены следующие шаги. Во-первых, будут рассмотрены технологические аспекты геймификации, то есть на множестве примеров из области разработок игр в альтернативной реальности (alternate reality games, ARG) будет показано, как геймплей в принципе может опосредовать собой практики повседневной жизни. В ходе этого рассмотрения будет предложена классификация игр в альтернативной реальности в соответствии со степенью погруженности игрока в этих играх. Во-вторых, будет обсужден вопрос о том, насколько правомерно говорить о стирании границы между игрой и не-игрой в рамках проекта геймификации. Рассмотрение этого вопроса позволит ясно сформулировать, что именно делают люди, когда они нечто геймифицируют. В-третьих, в данной статье будут сопоставлены различные взгляды на цели проекта геймификации, а именно взгляды, присущие левым теоретикам геймификации, с одной стороны, и либеральным теоретикам геймификации — с другой. Это сопоставление покажет, в какой мере геймификация может быть использована для поддержания капитализма, а в какой — для его критики и выстраивания альтернативной ему экономики, что и станет ключевым моментом для выработки критического отношения к проекту геймификации.
Ключевые слова:  геймификация; игры в альтернативной реальности; разыгрывание веры; капитализм; альтернативная экономика

Салин Алексей

Ассистент, кафедра философии естественных факультетов, философский факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ). Адрес: 119991,
Москва, Ломоносовский пр-т, 27, корп. 4. E-mail: alexsalin22@gmail.com.

Публикации

От феноменологии ужаса к феноменологии тревоги: Бибихин, Хайдеггер и преодоление корреляционизма / Логос. 2019. № 5 (132). С. 151-176
Аннотация:  Статья представляет собой попытку выстроить новую феноменологию, способную вернуть нас к самим вещам, как обещал своим ученикам Эдмунд Гуссерль. Такая феноменология стремится обнаружить и описать феномены, условия данности которых предполагают нарушение способности субъекта к представлению и поэтому позволяют созерцать то, что существует как радикально внешнее субъекту. Описание подобных феноменов открывает путь к преодолению корреляционизма изнутри. Тем самым данная феноменология движется в русле так называемого спекулятивного реализма. За отправную точку в статье взят проект феноменологии ужаса Дилана Тригга, которая страдает недостаточным концептуальным анализом ужасающих феноменов. Для подробного концептуального анализа ужасающих феноменов в статье использовано понятие насыщенного феномена Жана-Люка Мариона. Помимо феноменологии ужаса статья также утверждает возможность преодоления корреляционизма через анализ аффекта тревоги. Феноменологическое отличие тревоги от ужаса демонстрируется с помощью критического анализа перевода Владимиром Бибихиным «Бытия и времени» Мартина Хайдеггера. В качестве основного тревожащего феномена анализируется феномен собственной смерти. Для концептуального анализа феномена собственной смерти в статье вводится новое понятие - «перверсивный феномен», которое дополняет предложенную Марионом классификацию всех возможных феноменов. Статья выстраивает концептуальную схему для описания аффектов ужаса и тревоги, дальнейший анализ которых позволит феноменологии перейти от жизни сознания к реальности-в-себе. В заключении делается вывод о том, какие явления современной культуры должны в первую очередь стать объектами реалистической феноменологии ужаса и тревоги.
Ключевые слова:  феноменология; спекулятивный реализм; корреляционизм; ужас; тревога; насыщенный феномен; перверсивный феномен.
Как упаковать жизненный мир в черный ящик: инструкция по сборке / Логос. 2018. № 5 (126). С. 137-168
Аннотация:  Статья посвящена детрансцендентализации феноменологического концепта жизненного мира, который̆ обозначает базовое, дотеоретическое, интерсубъективное знание. Прежде всего ставится задача построения такой̆ концепции, в которой̆ влияние материального фона на формирование жизненного мира признавалось бы решающим. Критическое рассмотрение феноменологии Дона Ай̆ди показало, что метод феноменологической̆ рефлексии не позволяет ухватить влияние технологий̆ на формирование жизненного мира, ограничиваясь лишь конечными моментами этого формирования. Отсюда следует необходимость использовать инструментарий̆ исследований̆ науки и технологий̆ (STS) для детрансцендентализации концепта жизненного мира. При этом детрансцендентализации подвергается концепт жизненного мира, представленный̆ в трудах Юргена Хабермаса, поскольку эта его версия в наибольшей̆ степени удовлетворяет методологическим требованиям STS и в наименьшей̆ - отягощена наследием феноменологии. Тем не менее и в хабермасовской̆ концепции жизненного мира обнаруживаются трансценденталистские предпосылки, связанные с различием целеориентированных дей̆ствий̆, с одной̆ стороны, и коммуникативных и стратегических дей̆ствий̆ - с другой̆. Это различие перестраивается с помощью использования методологического инструментария акторно-сетевой̆ теории (АСТ). Сначала выявляется схожесть понятия черных ящиков из АСТ с понятием жизненного мира у Юргена Хабермаса. Следующим шагом выстраивается концепция формирования жизненного мира, соответствующая методологическим требованиям АСТ. Ключевым понятием оказывается понятие переговоров, обозначающее в АСТ процесс построения черного ящика через склонение одним актором на свою сторону множества других акторов неопределенной̆ природы. В результате выстраивается новая теория коммуникации и жизненного мира, свободная от трансценденталистских предпосылок, подрывавших изнутри всякую концепцию жизненного мира - от гуссерлевской̆ до хабермасовской̆.
Ключевые слова:  жизненный мир; «черный ящик»; коммуникация; феноменология; исследования науки и технологий; акторно-сетевая теория.
К критике проекта геймификации / Логос. 2015. № 1 (103). С. 100-129
Аннотация:  В современных исследованиях компьютерных игр нет однозначного отношения к проекту геймификации. Целью данной статьи является критическое рассмотрение проекта геймификации с целью выработки такого отношения к этому проекту, которое он действительно заслуживал бы. Для достижения этой цели в данной статье будут совершены следующие шаги. Во-первых, будут рассмотрены технологические аспекты геймификации, то есть на множестве примеров из области разработок игр в альтернативной реальности (alternate reality games, ARG) будет показано, как геймплей в принципе может опосредовать собой практики повседневной жизни. В ходе этого рассмотрения будет предложена классификация игр в альтернативной реальности в соответствии со степенью погруженности игрока в этих играх. Во-вторых, будет обсужден вопрос о том, насколько правомерно говорить о стирании границы между игрой и не-игрой в рамках проекта геймификации. Рассмотрение этого вопроса позволит ясно сформулировать, что именно делают люди, когда они нечто геймифицируют. В-третьих, в данной статье будут сопоставлены различные взгляды на цели проекта геймификации, а именно взгляды, присущие левым теоретикам геймификации, с одной стороны, и либеральным теоретикам геймификации — с другой. Это сопоставление покажет, в какой мере геймификация может быть использована для поддержания капитализма, а в какой — для его критики и выстраивания альтернативной ему экономики, что и станет ключевым моментом для выработки критического отношения к проекту геймификации.
Ключевые слова:  геймификация; игры в альтернативной реальности; разыгрывание веры; капитализм; альтернативная экономика
Все авторы

© 1991—2020 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко