ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Павлов Александр

Павлов Александр

-

Публикации

Добродетельная тирания. Классическая политическая философия в поисках новой терминологии / Логос. 2015. № 6 (108). С. 22-43
Аннотация:  Автор предлагает рассматривать классическую тиранию, какой ее зналив Древней Греции, и вместе с ней ее современные формы как один из главных предметов политической теории. Опираясь на анализ Лео Штрауса диалога Ксенофонта «Гиерон, или Слово о тирании», автор пытается использовать штраусианскую методологию для прочтения текстов двух других древнегреческих политических философов — Платона и Аристотеля. В тексте отмечается, что стремление Ксенофонта улучшить тиранию хотя бы на теоретическом уровне не является уникальным, хотя и наиболее полным и ярким, и присуще рассуждениям других философов, которых Штраус называл «великими». С точки зрения автора, все три мыслителя стремились представить ситуацию, в которой худший политический режим — тирания — мог быть улучшен, или же сразу описывали новый тип лучшей тирании, который противопоставлялся тирании худшей.Лучшая тирания в теории была бы возможна благодаря деятельности лучших людей, обладающих главной добродетелью — мудростью (философы) либо приближенных к мудрости (поэты). Автор отмечает, что по каким‑то причинам философы не предложили нового термина для феномена, о котором пытались размышлять, что сделал за них Лео Штраус, предложив описывать этот режим как «добродетельную тиранию». Кроме того, в тексте отмечается важное и сознательное игнорирование той части текстов древнегреческих философов, которая касалась их взглядов на добродетельную тиранию. Они почти не касаются вопросов о богах и о загробной жизни, так как даже улучшенная тирания, основанная не нелегитимном приобретении власти, остается плохим политическим режимом, и, следовательно, в потустороннем мире души тиранов, какими бы они ни были, получат по заслугам.
Ключевые слова:  политическая теология; классическая политическая философия; добродетельная тирания; Платон; Ксенофонт; Аристотель; Лео Штраус
Секулярная политическая теология Марсилия Падуанского / Логос. 2015. № 6 (108). С. 44-67
Аннотация:  Текст является кратким введением в политическую философию теолога и философа Марсилия Падуанского, изложенную им главным образом в трактате «Защитник мира», а также попыткой описать эту одну из первых светских политических теологий. Авторы доказывают недостаточную исследованность учения мыслителя и поэтому обращаются к самым основам его идей, которые обычно скрываются в тени его практической деятельности: Марсилий участвовал в борьбе папской и императорской властей, выступая на стороне последней. Авторы полагают, что политическую теорию Марсилия можно считать «секулярной политической теологией», поскольку в фокусе внимания философа находятся рассуждения о соотношении церкви и государства. При этом Марсилий не просто признает за государством первенство, но и отказывает церкви в возможности иметь в этом мире какую‑либо власть, полагая ее ключевой функцией по аналогии с языческими религиями увещевание граждан о наказаниях и воздаяниях в будущей жизни. Хотя Марсилий не отрицает трансцендентный мир, он отмечает, что ничего конкретного о нем сказать нельзя, и поэтому сосредоточивает свою мысльтолько на посюстороннем мире. Авторы отмечают, что Марсилий, хотя и основывается на политической философии Аристотеля в духе средневекового мышления, сильно занижает стандарты древнегреческой мысли, полагая, что целью земной жизни является мир, а не добродетель. Однако в современной ему политической ситуации Марсилий констатировал отсутствие мира и наличие болезни, пришедшей вместе с возникновением христианства. Причиной этой болезни стало неправильное понимание места священства в политической жизни. Чтобы показать радикальный разрыв мысли Марсилия с предшествующими теологами, авторы сопоставляют его учение с политической теологией Фомы Аквинского. Отдельно они останавливаются на месте категории закона в политической теории мыслителя.
Ключевые слова:  Марсилий Падуанский; средневековая политическая философия; политическая теология; естественный закон; человеческий закон; Лео Штраус; Аристотель
Штурмуя публичное пространство: слова о гетеротопии плохого вкуса / Логос. 2014. № 5 (101). С. 1-26
Аннотация:  Автор статьи рассуждает о плохом кино, обращаясь к базовым понятиям эстетической теории — способности суждения и его основаниях. Он констатирует необходимость исследовать пока что не освоенную в академии тему альтернативных мейнстриму и артхаусу фильмов и ставит своей целью привлечь внимание молодых гуманитариев к плохому кинематографу. В тексте обсуждаются следующие вопросы: когда и как дискурс об альтернативном (плохом) кино возник в западном публичном и академическом поле, в рамках какой темы в исследованиях кинематографа обычно изучается «плохое кино», на каких основаниях субъект выносит суждение вкуса, согласно которому конкретный фильм является плохим или хорошим. Заимствуя понятие «гетеротопия» у Мишеля Фуко, отмечает, что, хотя «гетеротопии плохого вкуса» якобы позволяют «утопии хорошего вкуса» оставаться «мерилом качества», они, скорее, говорят о его — «хорошего вкуса» — невозможности.
Ключевые слова:  плохое кино, культовые фильмы, суждение вкуса, гетеротопия, кэмп
Телемертвецы: возникновение сериалов про зомби / Логос. 2013. № 3 (93).
Аннотация:  Автор показывает, каким образом зомби — один из знаковых персонажей современной массовой культуры — через пространство больших экранов, музыкальной сцены и комиксов в итоге попал на телеэкраны, окончательно закрепив за собой славу. В статье рассматривается краткая история зомби в американском кинематографе, эволюция образа, а также его ключевые характеристики. Автор обращается к разным политическим и социально-философским интерпретациям зомби и приходит к выводу, что если раньше живые мертвецы были метафорой, раскрывающей те или иные общественные проблемы, то сегодня зомби репрезентируют именно себя. Много внимания уделяется Дж. Ромеро, одному из первопроходцев жанра. Сквозь мифологию, заложенную Ромеро, автор пытается взглянуть на сериалы «Ходячие мертвецы», «Во плоти» и «Добро пожаловать в Зомбилэнд».
Ключевые слова:  зомби, живые мертвецы, массовая культура, американский кинематограф, телесериалы, Джордж Ромеро
Порношик: от триумфа к забвению/ Логос. 2012. № 6 (90). С. 180-195
Аннотация:  Автор исследует такой феномен порнографической культуры, как порношик, акцентируя внимание на американском кинематографе 1970-х. Основываясь на гипотезе, что порношик — это попытка представить порнографию в качестве высокого искусства, автор анализирует ключевые для данного течения картины, выделяя те изменения, которые претерпело понятие «порношик» с течением времени, и определяя его слабые места, которые не позволили феномену порношика занять достойное место среди других феноменов высокой и массовой культуры.
Ключевые слова:  порношик, американское кино, Новый Голливуд, арт-порно, мейнстрим, порнография, американская культура 1970-х, пародия, блок- бастер, трансгрессия, андеграунд, внутренняя трансгрессия.
Где работают аргументы ad hominem / Логос. 2012. № 3 (87). С. 207-215
Аннотация:  Рецензия на: «Южный парк» и философия: Толстый, длинный и всепроникающий. М.: Эксмо, 2012. — 304 с.
Ключевые слова:  "Южный парк"
«Южный Парк», мультипликационные войны и политическая философия/ Логос. 2012. № 2 (86). С. 160-177
Аннотация:  Статья вводит в проблематику философских дискуссий на тему популярной культуры и делает акцент на политической философии тех или иных феноменов масскульта. Подробно обсуждаются политические установки американских мультипликационных сериалов — «Симпсоны», «Гриффины», «Американский папаша», «Южный Парк» и др. Автор утверждает, что создатели «Южного Парка» являются носителями либертарианской идеологии, и считает, что за видимой уравнительной антиполиткорректной критикой скрываются определенные политические посылы, которые трудно увидеть сразу. Поэтому сериал требует максимально критического к себе отношения.
Ключевые слова:  популярная культура и философия, политическая философия, либертарианство, «сортирный юмор», политкорректность, цинизм, критическое восприятие
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко