ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Маяцкий Михаил

Маяцкий Михаил

Маяцкий Михаил Александрович (род. в 1960 г.) изучал историю и философию в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Москве. Работал в университетах Фрибурга и Лозанны. В настоящее время преподает в ГУ-ВШЭ. Античной философии посвящены его работы: «Платон, мыслитель визуальности» (Париж, 2005), «Спор о Платоне: Круг Штефана Георге и немецкий университет» (2011).

Публикации

К археологии нынешних и будущих практик освоения философского текста: античный комментарий / Логос. 2015. № 6 (108). С. 1-21
Аннотация:  История философии нередко абстрагируется от исследования конкретных материальных практик работы (одних философов) над текстом (других). Между тем и в этом мы, вероятно, являемся наследниками длительной традиции. Под комментарием в широком смысле в литературе понимается вся деятельность читателя-толкователя вокруг «текста-объекта»: от маргиналий до самостоятельных книг. Его предком являются греческие hupomnêmata, «памятки» на полях изучаемого текста, будь то свитки или книги. От толкования сначала только трудных мест жанр развился в сторону сквозного, или построчного, комментария. В отличие от монографий (и другой «вторичной литературы»), посвященных исследованию изначальных текстов, комментарий нацелен не на смысл, а на текст (откуда многовековая тяжба между филологическим и философским комментариями), а также стремится к «нулевой степени» риторики, заведомо ограничиваясь ролью обслуживания изначального текста. Чтобы стать объектом комментария, текст должен быть не только достаточно сложным и непонятным, но и авторитетным. Комментарий является одновременно следствием и причиной авторитета. И Платон, и особенно Аристотель спорадически занимались.комментированием, что способствовало престижу самого жанра. Комментирование их самих стало на долгие века основным содержанием философствования и преподавания философии. Аристотелева «Поэтика» стала методологическим манифестом для александрийской школы, апофеозом не только античной тяекстологии и филологии, но и методологии комментария. Комментарий является, возможно, жанром неуниверсальным (некоторые считают, что англоязычная аналитическая философия слишком ясна и слишком антиавторитетна / авторитарна, чтобы нуждаться в комментировании) и невечным. Во всяком случае переход от бумаги к Сети, породив новые возможности для обогащения, дифференциации и упорядочивания комментариев, ставит нас перед необходимостью заново осмыслить цели, принципы и методы комментирования.
Ключевые слова:  освоение текста; комментарий; маргиналии; преподавание философии; платонизм; перипатетическая традиция; Александрийская филология
Оtium для никого? / Логос. 2015. № 3 (105). С. 46-50
Аннотация:  _
Ключевые слова:  досуг
Освобождение от труда, безусловное пособие и глупая воля / Логос. 2015. № 3 (105). С. 72-87
Аннотация:  Статья подходит к анализу безусловного основного дохода, или пособия, с точки зрения феномена акрасии (греч. akratia/ akrateia, лат. incontinentia), который, начиная по меньшей мере с софистов, привлекает внимание философов и моралистов. С акратическим поведением мы имеем дело в тех случаях, когда человек знает (или информирован) о том, что определенное действие в данной ситуации предпочтительно, и тем не менее совершает противоположное (или другое). За две с лишним тысячи лет ситуация изменилась; например, диверсифицировался смысл «блага». Автор подходит к безусловному пособию социально-психологически, задаваясь вопросами: как бенефициар пособия его воспримет? как истолкует ожидания, предъявляемые ему обществом взамен на пособие? Есть две основные теоретические версии безусловного пособия: 1) от бенефициара эксплицитно ожидается некое позитивное, или конструктивное, поведение; 2) подчеркивается безусловный характер пособия, которое не является ни наградой, ни авансом. В первом случае велик соблазн акрасии, во втором — имплицитно подразумевается одно условие, которое и делает всю затею утопичной: свободная деятельность не должна ни под каким предлогом иметь в качестве цели или горизонта капиталистические отношения (Андре Горц). Автор предполагает, однако, что труд по-прежнему является «поставщиком смысла» для миллионов людей, a капитализируемые умения и навыки еще во многом пересекаются с тем, которые вменяются «свободной деятельности». Многие из этих миллионов окажутся невооруженными перед резким переходом от труда к деятельности, который снабдит их лишь аттестатом социальной незрелости.
Ключевые слова:  акрасия; безусловное пособие; безработица; труд; свободная деятельность
Сторителлинг: от Шахерезады к Племяннику Фрейда / Логос. 2015. № 3 (105). С. 177-178
Аннотация:  _
Ключевые слова:  сторителлинг
От редакции. Бог цифру любит / Логос. 2015. № 2 (104). С. 12-13
Аннотация:  _
Ключевые слова:  Digital Humanities
Изучать человека, оставаясь им (Guy Thuillier. Introduction au métier de l’historien) / Логос. 2015. № 1 (103). С. 298-310
Аннотация:  Рецензия на: Guy Thuillier. Introduction au métier de l’historien. I. L’histoire entre le rêve et la raison. P.: Économica, 1998. — 876 p. II. La pratique de l’histoire. P.: Économica, 2013. — 870 p.
Ключевые слова:  история
К истории денацификации Платона в послевоенной Германии / Логос. 2012. № 6 (90). С. 29-41
Аннотация:  В статье освещается вопрос о различных типах постнацистской рецепции Платона в Германии. Согласно автору, «денацификация Платона» была осложнена выходом книги Карла Поппера «Открытое общество и его враги» (Т. I. «Чары Платона». 1945). В попперовской либеральной
критике политического платонизма Платону дается интерпретация, отличная от нацистской только знаком. В статье анализируются различные программы денацификации: полное отвержение нацистского/тоталитарного толкования политии; истолкование платоновской критики демократии как попытки ее совершенствования; реабилитация платоновской политии, выигрывавшей в сравнении с тоталитарными режимами ХХ века;
обвинение либеральной критики в том, что она под видом Платона критикует современное меритократическое (= аристократическое) общество. Господствующее сегодня прочтение Платона заменило тоталитарное герменевтическое насилие обратным: Платон предстает певцом диалога и убеждения (vs принуждение), провозвестником парламентской
демократии.

Ключевые слова:  рецепция, денацификация, герменевтическое насилие, утопия, реабилитация.
Университет называется / Логос. 2013. № 1 (91). С. 4-17
Аннотация:  Автор статьи исходит из бессмысленности выбирать среди имевших-
ся исторических моделей университета. Гораздо важнее выяснить, что
происходит сегодня со знанием и какое это может иметь отношение
к университету. Очевидно, что сеть и современные коммуникации
влияют на характер знания и отношение к нему. Закат государства озна-
чает смену главного партнера университета, заказчика науки. Теперь им
становится единичный потребитель. Он определяет user-friendly фор-
му и содержание знания. Желания потребителя стремится удовлетво-
рить университетское чиновничество-менеджерство. Сегодня именно
оно, а не исследователи-преподаватели воплощает университет. Тенден-
ции эволюции знания и университета на Западе и в России сходны (Бо-
лонская реформа как реализация менеджерского поворота), несмотря
на гигантские различия в размахе коррупции и плагиата.

Ключевые слова:  знание, университет, потребитель, менеджерский поворот, со- циальное конструирование невежества.
Непереводимости реальные и воображаемые. Листая «Европейский словарь философий: лексикон непереводимостей» под ред. Б. Кассен (2004) / Логос. 2011. № 5-6 (84). С. 13-21
Аннотация:  Рассматривая уникальный и весьма полезный «Европейский словарь философий: лексикон непереводимостей» под редакцией Б. Кассен, автор указывает на некоторые теоретические изъяны этого масштабного философсколексикографического исследования. Многие приведенные здесь феномены (непонимание, переинтерпретация, продуктивное искажение и пр.) не свойственны только переводу, а широко распространены и во внутри(одно) языковом философском обиходе. Подробнее остановившись на статьях, посвященных русской философии, автор выявляет их подспудные мифы и идеологемы.
Ключевые слова:  непереводимость, интерпретация, искажение, межкультурные связи
Непереводимости реальные и воображаемые. Листая «Европейский словарь философий: лексикон непереводимостей» под ред. Б. Кассен/ Логос. 2011. № 5-6 (84).
Аннотация:  Рассматривая уникальный и весьма полезный «Европейский словарь фило- софий: лексикон непереводимостей» под редакцией Б. Кассен, автор указы- вает на некоторые теоретические изъяны этого масштабного философско- лексикографического исследования. Многие приведенные здесь феноме- ны (непонимание, переинтерпретация, продуктивное искажение и пр.) не свойственны только переводу, а широко распространены и во внутри(одно) языковом философском обиходе. Подробнее остановившись на статьях, посвященных русской философии, автор выявляет их подспудные мифы и идеологемы.
Ключевые слова:  непереводимость, интерпретация, искажение, межкуль- турные связи.
Сократ-экономист, или К политэкономии дружбы / Логос. 2011. № 4 (83). С. 120-130
Аннотация:  Статья посвящена редко затрагиваемой теме экономических взглядов Сократа. Источником для наших представлений о них служат сократические работы Ксенофонта (больше, чем Платона). Сократ считает бесполезным отрывать вопрос о выгоде от вопроса о пользе, в свою очередь связанной с благом. Вопреки привычному взгляду на него как на бедняка и бессеребренника,
Сократ рассматривает и свое философское общение, и дружбу в контексте обмена услугами, без которого не мыслит социальность.

Ключевые слова:  Платон; Сократ; Ксенофонт; экономика; дружба; обмен; сообщество; идея Блага
Akrasia in Greek Philosophy / Логос. 2011. № 4 (83). С. 193-199
Аннотация:  Рецензия на: Akrasia in Greek Philosophy / Ed. by C. Bobonich, P. Destrée. Leiden, Boston: Brill, 2007 (= Philosophia Antiqua, Vol. 106)
Ключевые слова:  античная философия
Европа и ее мыслительная мускулатура: вопрос упражнения? / Логос. 2012. № 4 (88). С. 109-120
Аннотация:  _
Ключевые слова:  _
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко