ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Мартынов Кирилл

Мартынов Кирилл

Кирилл Мартынов

Публикации

Этика автономных машин: деонтология и военные роботы / Логос. 2019. № 3 (130). С. 231-246
Аннотация:  Статья посвящена этической дискуссии вокруг автономного летального вооружения. Появление военных роботов, способных самостоятельно действовать на поле боя, рассматривается как неизбежный этап развития современной войны, поскольку они способны дать критическое преимущество одной из сторон конфликта. Несмотря на общественные движения, призывающие запретить «роботов-убийц», существуют этические аргументы в поддержку развития таких технологий. В частности, утилитаристская традиция соглашается с допустимостью военных роботов, при условии что «нечеловеческая война» будет становиться более гуманной и вести к меньшему числу жертв. Деонтологический анализ, в свою очередь, предполагает, что этика невозможна без этического субъекта.
Моральная философия Иммануила Канта коррелирует с интуицией о том, существует ли значимая разница между ситуацией, в которой человек принимает решение об убийстве другого человека, и ситуацией, в которой такое решение принимает машина. Роботы, как и животные, становятся пограничными агентами на границах «моральных сообществ». На примере дискуссии о правах животных мы видим, как работает этика Канта применительно к нечеловеческим агентам. Ключевой проблемой использования автономных вооружений становится трансформация войны и непредсказуемые риски, связанные со стиранием различий между войной и полицейской операцией. Гипотеза автора состоит в том, что роботам не нужно будет убивать, чтобы побеждать противника. Если на войне никто не гибнет, то не существует причин не распространять ее практики на нонкомбатантов или стремиться к миру. Анализ, представленный в утилитаризме, игнорирует возможность таких последствий. Главной проблемой автономного летального вооружения становится автономность, а не способность причинять смерть.

Ключевые слова:  деонтология; летальные автономные вооружения; этика; Иммануил Кант; полицейская операция; война.
Век писателей: текст и письмо в новых медиа / Логос. 2015. № 2 (104). С. 1-11
Аннотация:  В статье рассматриваются вопросы, связанные с практиками письма в новых медиа. Утверждается, что текстовая культура вопреки предсказаниям теоретиков XX века не только не умирает, но и, напротив, переживает новый расцвет, связанный с переходом от потребления контента по модели массмедиа к практикам письма в интернете. Век писателей — это десятилетие цифровых социальных сетей, в ходе которых человечество писало много больше, чем в любую из предыдущих эпох. Письмо перестало быть уделом узких групп профессионалов и превратилось в обычный бытовой навык для всех социальных групп, причем в авангарде новой культуры письма идут подростки. Школьное образование до сих пор не смогло уловить эту тенденцию, и официальная культура никак не связывает текстовые сообщения, которые пишут подростки, с большой литературной традицией как предметом педагогики. В целом консервативный фон культуры предполагает, что писателем может выступать лишь фигура, издающаяся в централизованной профессиональной печати, хотя фактическая фигура писателя сегодня представляет собой просто пользователя сети. Смысл понятия «графоман» полностью утерян. При этом письмо в новых медиа является не столько инновацией, сколько преодолением наследия эпохи массмедиа и возвращением к модели циркуляции текстов, известной до изобретения книгопечатания. Центральный тезис статьи состоит в том, что текст остается ключевым форматом медиа будущего: он пригоден для быстрой коммуникации и анонимных сообщений. Автор не умер, он переехал на Facebook.
Ключевые слова:  письмо; новые медиа; Маршалл Маклюэн; книгопечатание; Иоганн Гутенберг; автор; текст
Селфи: между демократизацией медиа и self-коммодификацией / Логос. 2014. № 4 (100). С. 73-86
Аннотация:  В статье обсуждается амбивалентный феномен селфи — автопортретов, снятых на цифровую камеру и опубликованных в Сети. Утверждается, что селфи представляет собой новый язык самоописания общества, который интерпретируется в зависимости от идеологических предпосылок авторов. Селфи представлены как фактор демократизации медиа, но также и как инструмент возможной деперсонализации и коммодификации пользователей Сети. Это обсуждается, в частности, в контексте дискуссий феминисток о роли селфи.
Ключевые слова:  селфи, интернет, гендер, феминизм, медиа, коммодификация, критическая теория
Достоевский едет в Альбукерке. Уолтер Уайт и конец американского супергероя / Логос. 2013. № 3 (93).
Аннотация:  Статья посвящена анализу телевизионной драмы Breaking Bad в контексте современной массовой культуры. Кризис большого кино, ориентированного на подростков, и конкуренция со стороны интернета заставляют телевидение искать новые способы привлечения зрителей. Одним из них стал эксперимент по созданию более сложного нарратива телевизионного шоу, по своей структуре и содержанию близкого к текстам европейского экзистенциализма. Уолтер Уайт становится новым типом американского супергероя, использовавшего свои способности для морального самоубийства. Альбукерке становится местом, где в интерьерах экономического кризиса разворачивается подлинная драма, действующими лицами которой становятся амбициозные неудачники, наркобароны, беспринципные юристы и алчные предприниматели. Почему сериал стал столь популярным в мире, привыкшим к простым историям голливудских блокбастеров?
Ключевые слова:  массовая культура, супергерои, телевидение, кино, драма, экзистенциализм, критическая теория
От слактивизма к республике: почему интернет-революции становятся реальностью/ Логос. 2012. № 2 (86). С. 19-27
Аннотация:  Статья посвящена анализу феномену «интернет-революции» как смены политического режима, реализованной посредством различных форм сетевого активизма (события Арабской весны, российские волнения конца 2011 — начала 2012 гг.). Почему интернет считается магической силой, способной разрушать авторитарные правительства по всему миру? Представлена критика подобной folk-политологии, предполагающей идентичность политической мобилизации и сетевой активности. Реальная роль интернета в актуальной политике рассматривается, исходя из внутренней эволюции сети, ее проникновения в повседневную жизнь обывателей. Современные социальные сети генерируют новые типы локальных городских сообществ и становятся фоном для политических изменений, предлагая новую культуру публичности.
Ключевые слова:  социальные сети, интернет, революция, республика, сетевая политика, современное государство
Все авторы

© 1991—2019 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко