ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Кралечкин Дмитрий

Кралечкин Дмитрий

— кандидат философских наук, независимый исследователь и переводчик. Автор (совместно с Андреем Ушаковым) монографий EuroOntology (2001), «Конец цензуры» (2010). Координатор Московского философского колледжа, автор и редактор философского сайта Censura.ru.

Публикации

Лузеры, животные и животные-лузеры / Логос. 2016. № 2 (111). С. 180-180
Аннотация:  _
Ключевые слова:  Ницше
В защиту автора (Steven Pinker. The Sense of Style) / Логос. 2015. № 1 (103). С. 289-298
Аннотация:  Рецензия на: Steven Pinker. The Sense of Style: The Thinking Person’s Guide to Writing in the 21st Century. N.Y.: Viking Adult, 2014. — 368 p.
Ключевые слова:  Стивен Пинкер
Кайдзю второй свежести, пятой категории / Логос. 2014. № 6 (102). С. 107-122
Аннотация:  В статье предпринимается попытка проанализировать сюжеты о «кайдзю» (в фильмах о «Годзилле» и «Мотре») в контексте послевоенной трансформации либеральной логики функционирования знания и технологического прогресса. Появление «больших» открытий и изобретений подрывает логику постепенного фаллибилистского развития знания, параллелью к которой выступало открытое либеральное общество. Она заменяется системой дублирования, в которой одна бомба влечет другую. В первом фильме «Годзилла» (1954) описывается возможность выйти из этой системы за счет контрмеры, радикально обрывающей цепочку «больших открытий» или кайдзю. Тогда как последняя «Годзилла» (2014) показывает принципиальную неопределенность границ политики: это и катастрофа (в том числе экологическая), и враг, с которым можно бороться. Воображаемое решение состоит в превращении кайдзю в медийного союзника, выступающего гарантом благосостояния общества.
Ключевые слова:  Годзилла, кайдзю, знание, катастрофа, медиа
Дарья среди племен / Логос. 2014. № 5 (101). С. 213-230
Аннотация:  В статье рассматривается схематика неформального распределения школьников, обыгрываемая во многих американских школьных сериалах. Имена разных групп и клик выступают в качестве отсылок к позициям и одновременно искажениям на координатной сетке капиталов (дарований) и успеха. Все группы — препы, нерды, гики, фрики, джоки и т. д. — в той или иной мере отказываются от единого пространства коммуникации, отвечая на double bind школьной системы. На этом фоне рассматриваются решения, представленные в культовом фильме Джона Хьюза «Клуб „Завтрак“» и в сериале «Дарья». Если Хьюз еще предполагает возможность стирания фиктивных различий в единой коммуникации, то «Дарья» может выписать позицию интеллектуала лишь негативно — за счет постоянного подрыва социальных связей и использования готового критического словаря. Единственное, что остается интеллектуалу в такой ситуации, — это литература и creative writing.
Ключевые слова:  школьные сериалы, неформальные группы, Джон Хьюз, сериал «Дарья», коммуникация
О сургуче и капусте / Логос. 2014. № 4 (100). С. 293-318
Аннотация:  В статье критически рассматриваются основные моменты «четвероякой» онтологии объектов у Грэма Хармана и его метод «продукционизма». Несмотря на то что инстанции этой онтологии удалены друг от друга, они построены на неявных союзах, которые, однако, ничем не гарантированы. Показывается, что основной тезис теории «замещающей причинности» — о непосредственной встрече реального «Я» и чувственного объекта — может быть оспорен, а это ставит под вопрос всю концепцию в целом. Спорность предложенной Харманом концептуальной структуры скрывает, однако, тот факт, что решаемая им проблема — не столько в причинности, сколько в определении самой «реальности» после того, как мы отказались от кантовской диспозиции условий опыта, которые являются условиями объектов опыта.
Ключевые слова:  Грэм Харман, объектноориентированная онтология, Декарт, четвероякий объект, продукционизм, реальный «Я»
Разум и глупость в цифровую эпоху / Логос. 2013. № 3 (93). С. 178-187
Аннотация:  Разум и глупость в цифровую эпоху
Ключевые слова:  разум
Enter Speculative Realism/ Логос. 2013. № 2 (92). С. 38-43
Аннотация:  В статье реконструируется общая философская экономия онтологии конечности, за пределы которой намеревается выйти Мейясу. Показывается, что «круг корреляции», так же как и позиция «наивного реалиста», ограничен специфическими «прагматическими противоречиями», которые делают любую концептуализацию конечности неустойчивой. Мейясу пользуется напряжением, сосредоточенным во всем «порочном круге» конечности, а не только в отдельных позициях. Его решение, однако, оставляет без внимания некоторые возможности работы с «фактичностью», поскольку приравнивает «дескриптивность» онтологических условий к простой возможности небытия корреляции.
Ключевые слова:  спекулятивный реализм
Мейясу и экономия конечности/ Логос. 2013. № 2 (92). С. 44-69
Аннотация:  В статье главный аргумент книги Квентина Мейясу «После конечности» рассматривается через шеллингианское различие между негативной философией, которой является корреляционизм, и позитивной которые делают любую концептуализацию конечности неустойчивой. Мейясу пользуется напряжением, сосредоточенным во всем «порочном круге» конечности, а не только в отдельных позициях. Его решение, однако, оставляет без внимания некоторые возможности работы с «фактичностью», поскольку приравнивает «дескриптивность» онтологических условий к простой возможности небытия корреляции.
Ключевые слова:  Мейясу, онтология конечности, фактичность, трансцендентальные условия.
Вдовы, дети, ассистенты: обитатели гегелевского университета/ Логос. 2013. № 1 (91). С. 18-40
Аннотация:  В статье на материале некоторых текстов Жака Деррида рассматривается «гегелевский момент» в формировании современного университета. Сращение государства и образования отмечает конец свободного или целибатного университета и начало университета как особой страховой структуры, выступающей одновременно зеркалом для государства. Деррида указывает на то, что наиболее незащищенные позиции в университете, позиции младших преподавателей, уже вписаны в определенную диалектическую и одновременно деконструктивистскую игру повторения/внешнего производства. Однако он не указывает на то, что продуктивность этой игры, определяющая возможность критической позиции и борьбы на два фронта — против «неолиберальных» государственных программ и против консерватизма внутри университета, — была связана с уникальными историями отдельных институтов, в частности Эколь Нормаль Суперьер.
Ключевые слова:  гегелевский университет, Жак Деррида, деконструкция, госу- дарственное образование.
Воспроизводство государства в невыносимых для граждан условиях / Логос. 2012. № 4 (88). С. 121-142
Аннотация:  Революция рассматривается в статье как объект философской реконструкции, демонстрирующей государственное конституирование революции как события. В качестве базового примера выделяется попытка Сартра описать революцию, изображая революционные передвижения и волнения парижан времен французской революции в качестве моментов диалектического перехода от сериальности к «группе в слиянии». Затем логика Сартра сопоставляется с историко-теоретической реконструкцией Фюре, что позволяет сделать несколько выводов относительно воспроизводства государства в революции. Городские революции продолжают отсылать к средневековому образу «политики» как «науки города», господствовавшему до формирования «государственного интереса», и это одно из их принципиальных ограничений.
Ключевые слова:  Сартр, группа в слиянии, революция, Фюре, революционный урбанизм
Флаги лицемерия: к политической онтологии South Park’a/ Логос. 2012. № 2 (86). С. 178-194
Аннотация:  В статье рассматривается несколько «политических» эпизодов сериала South Park, вписываемых в традицию американского республиканизма. Внутреннее напряжение и противоречия республиканского дискурса представляются отправными точками для сюжетных решений, выстраиваемых в сериале. «Лицемерие» и «искренность» — термины, используемые тремя отцами-основателями (Джефферсоном, Адамсом и Франклином), которые в эпизоде «I’m a Little Bit Country» изображаются в качестве авторов своеобразной политической машины видимости, позволяющей «казаться и тем, и другим», «делать одно, а говорить другое». В статье анализируется, как South Park создает собственное фикциональное решение основных проблем политического дискурса «искренности», оформляющего экономию демократических и аристократических различий. Результирующая фигура власти, поддерживающая сюжетную логику South Park’а, сопоставляется с «гермафродитной» матерью одного из героев сериала — Эрика Картмана, скрывающей то, что она — отец.
Ключевые слова:  South Park, республиканизм, отцы-основатели, лицемерие, псевдоаристократия
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко