ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Гелен Арнольд

Гелен Арнольд

Арнольд Гелен (1904–1976). Немецкий философ, социолог, один из классиков философской антропологии, профессор Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена (до 1969 года).

Публикации

Между Вчера и Завтра / Логос. 2015. № 4 (106). С. 93-134
Аннотация:  Определение искусства, которое Арнольд Гелен предложил в 1960 году в исследовании «Картины времени» (переизданном в новой редакции в 1965‑м), основывается на диагнозе: энтузиазм модернизма полностью исчерпал себя в авангардистских движениях. Для характеристики сложившейся ситуации Гелен разрабатывает концепцию «постистории». Такую характеристику эпохи можно обозначить в духе Хабермаса как неоконсервативную, поскольку в ней, как и в так называемой школе Риттера, уже присутствует мысль о дивергенции прогресса в научно-технической сфере (в принципе бесконечного) и стагнации, мировоззренческого опустошения в сфере искусства и культуры. Понесенные искусством потери, однако, нельзя считать чисто отрицательным опытом. Ведь современное общество, отмеченное влиянием науки, не только комфортабельно, но и чрезвычайно сложно устроено: оно находится в состоянии перегрузки. А значит, поясняет Гелен, возникает необходимость в «разгрузке», аналогичной возникающей после Просвещения нужде в «компенсации», описываемой школой Риттера. Именно в рамках этой проблематики искусство, с точки зрения неоконсерваторов, обнаруживает свою нынешнюю функцию: как раз потому, что оно больше не пытается изменить мир и ориентируется на мерки обычного человека, искусство удовлетворяет потребность людей индустриальной эпохи в нонконформизме и оказывает на них «разгрузочное» воздействие.
Ключевые слова:  постистория; неоконсерватизм; разгрузка/компенсация; прогресс; мировоззрение
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко