ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Вайзер Татьяна

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, PhD, доцент философско-социологического отделения факультета государственного управления РАНХиГС. Адрес: 119571, Москва, Проспект Вернадского, д. 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение

Вайзер Татьяна

Кандидат философских наук, доцент философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, преподаватель социологического факультета и руководитель магистерской программы «Политическая философия и социальная теория» МВШСЭН. Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 82. E-mail: tianavaizer@yandex.ru.

Публикации

Аудиальная демократия: включение неслышимых субъектов в политическое сообщество / Логос. 2015. № 6 (108). С. 196-226
Аннотация:  Аудиальная демократия — концепт западной политической философии последних лет, еще не успевший обрести известность в России. Он предполагает смещение внимания с субъекта публичной речи на нашу способность друг друга слушать и слышать. Слух понимается здесь не как физиологическая сенсорная способность человеческого организма, а как активная политическая практика и добродетель (virtue). От того, насколько мы расположены слушать оппонента, зависит, насколько мы признаём его в качестве равноценного и равноправного субъекта взаимодействия. Наша неготовность услышать Другого рассматривается в теориях аудиальной демократии как один из действенных механизмов исключения собеседника из дискурса и поддержания социальной и политической несправедливости. Как утверждает Джон Драйзек, «наиболее эффективный и коварный способ заставить молчать всех остальных в политике состоит в том, чтобы перестать их слушать». Напротив, слуховое внимание свидетельствует о признании и уважении оппонента, независимо от наших идейных разногласий, и мотивирует его на высказывание. В предваряемой статьей подборке представлены тексты британских исследователей, которые работают с концептом аудиальной демократии либо каким‑то образом перекликаются с ним. Авторы показывают, что слух как ценность политической жизни и коммуникативный навык сегодня обделен исследовательским и политическим вниманием. Вместе с тем развитие слуховых практик могло бы помочь современному обществу быть более инклюзивным и лучше артикулировать различия. Один из основных вопросов данного обзора — каким образом настрой на слух мог бы стать принципом формирования нового политического сообщества.
Ключевые слова:  публичная коммуникация; слуховое внимание; политический слух; аудиальная демократия
Эгоцентризм и интерсубъективность во взаимоотношениях человека и окружающей среды / Логос. 2014. № 1 (97). С. 171-186
Аннотация:  Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии. Антропоцентризм — это проекция человеком своего образа и потребительского отношения на окружающую среду, занятие им превосходящей позиции в отношении животного и природного мира. Автор показывает, почему сложно было бы полностью отказаться от позиции антропоцентризма и к каким эпистемологическим ловушкам это могло бы привести. С другой стороны, оспаривается и антропоморфизированное отношение к природе как к «доступному» и «понятному» объекту человеческой любви и заботы, предлагается посмотреть на природу как на чуждый, непредсказуемый и не всегда объяснимый для человека мир. Рассматривается, какие ресурсы для осмысления природы как самоценного субъекта интерсубъективного отношения может дать экологии современная философия.
Ключевые слова:  антропоцентризм, интерсубъективность, респонзитивная рациональность, нарративное воображение
Все авторы

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко