ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Журнал Логос

Советская музыка как объект сталинской культурной политики


Автор: Ганжа Анна

Информация об авторе:
Кандидат философских наук, доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: Москва, Малый Трехсвятительский пер., д. 8/2, каб. 312. E-mail: ann.ganzha@gmail.com.

Аннотация:
В статье анализируется становление языка сталинской культурной политики на материале музыкально-идеологического дискурса 1920–1950‑х годов. Автор пытается отойти от ждановского нарратива о борьбе двух направлений в советской музыке, до сих пор доминирующего в историко-музыковедческих исследованиях. Идеологические определения, используемые для характеристики композиторского творчества, такие как «формализм», «натурализм», «реакционность», «космополитизм», «правдивость», «искренность», «простота», «народность», «партийность», интерпретируются в новой, этической перспективе. Показано, что обвинения в формализме со стороны музыкальных идеологов апеллируют к парадоксальной этической норме, основанной лишь на неукоснительном следовании ей композитора.

Ключевые слова: советская музыка, сталинская культурная политика, музыкальный этос, формализм в музыке

© 1991—2017 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко